|
Галя Галкина Этим летом он в очередной раз пережил “Падение”, чтобы больше не обращаться к этому мучительнейшему и неизбежному опыту... Евгений Жуманов - известный казахстанский телеведущий, актер театра и кино, театральный режиссер - нынешним летом встретился с алматинцами в новом для себя и для зрителей формате, презентовал в галерее “Арт Самал” авторский проект “Со-Общение”, чтобы от исповедального монолога перейти к диалогу с аудиторией...
|
И те, кто пришел на встречу с любимым актером, заново открыли для себя Евгения Жуманова. Но в беседе мы не могли не обратиться к спектаклю “Падение”, к которому, по словам артиста, он уже не вернется - в привычном, классическом исполнении на театральной сцене. Непрекращающийся монолог, поток сознания, в котором нуждался герой произведения Альбера Камю “Падение”, - это исповедь. Необходима была исповедь и артисту Евгению Жуманову. Он должен был освободиться от всего, что разрывало его душу, сердце, разум... Зрители на спектакле в какой-то момент не понимали, от чьего лица идет речь - от Жана Батиста Кламанса или от самого Евгения Жуманова: - Уже год не играю “Падение” и больше не вернусь к этому материалу. Если спектакль и будет существовать, то в другом виде. Благодаря Олегу Борецкому мы провели такой эксперимент в его киноклубе - показали на экране видеоверсию моего моноспектакля “Падение”, снятого профессионально, с трех камер... Причем это была видеозапись живого спектакля - со зрителями в зале, которые смеются, плачут, живо реагируют. И, когда Олег Борецкий предложил показать эту запись в Киноклубе, я подумал: “Почему бы и нет?” Эксперимент в Киноклубе Борецкого увенчался успехом, алматинцы признали, что подобный видеоспектакль - вполне уместный формат. Более того, зрители в финале могли обсудить постановку с Евгением Жумановым, что было невозможно в ТЮЗе на малой сцене - когда артист завершал моноспектакль, он физически был выжат, опустошен почти двухчасовой игрой. Какое уж тут обсуждение? - Произошло то, о чем я мечтал семь лет, играя “Падение”... Артист Евгений Жуманов на экране сыграл спектакль, за кадром остались усталость, изнеможение. А я в реальной жизни - свежий, полный сил, без одышки, вышел на сцену, чтобы “покрасоваться” перед публикой, ответить на вопросы зрителей. Видео выполнило за меня черную работу... В зале Киноклуба Борецкого были поклонники Евгения Жуманова, которые видели живой спектакль, они пришли, чтобы оценить видеоверсию - новый формат. Зрители отметили, что крупные планы артиста на экране пронзали их еще сильнее, чем в театре. - Подобный опыт - видеоспектакля на экране кинотеатра - можно ведь продолжить?.. - В Алматы группа людей занимается тем, что привозит видеоверсии зарубежных театральных постановок и крутит их в кинотеатрах. А чем мы хуже? “Падение” - семь лет жизни, исповеди, игры - на разрыв аорты, борьбы с собой... И после многоточия продолжается жизнь, наступает новый этап. Евгений подготовил новый проект, проверил, “обкатал” его на близком круге людей. И вышел к зрителям - небольшой аудитории в студии “Арт-Самал”. - Я даже придумал ему название - “Со-Общение”. От монолога я перехожу к диалогу со зрителем. Здесь я не только читаю стихи или прозу известных авторов - Саши Черного и Юрия Михалика, в проекте “Со-Общение” звучат мои собственные слова и мысли... Иногда я записываю свои размышления, и, как оказалось, это кроме меня кому-то еще интересно. - Вам близок жанр буффонады? Я имею в виду спектакль, в котором вы участвовали на малой сцене ТЮЗа - “Справочник Сингапура”. - Этот жанр очень мне близок. Моя дипломная работа была по итальянской драматургии Дарио Фо, в спектакле “Свободная пара” я сыграл женщину, исполнив свою давнюю актерскую мечту. - Женская роль обогатила вашу артистическую палитру? - Да, конечно! Причем я ведь играл без полноценного грима, как Дастин Хофман в “Тутси”, я даже бороду не брил. И, когда в конце на финальном монологе моя героиня своему мужу говорит: “Ты хочешь, чтобы я сидела у порога и при каждом твоем появлении виляла хвостом?” - некоторые женщины в зале заплакали! Они поверили мне, несмотря на то, что я выглядел небритым мужчиной в женском платье, но говорил от имени женщин. - Можно несколько отвлеченный вопрос в связи с вашей временной - в спектакле “Свободная пара” - сменой пола? Верховный суд США легализовал однополые браки во всех штатах, по этому случаю повсеместно в Америке состоялись гей-парады, шествия граждан в поддержку гей-сообществ. Эта новость была драматически воспринята во всем мире. Эмоционально обсуждалась в сетях и нашей общественностью. Как вы относитесь к подобному явлению? - Люди нетрадиционной ориентации не вчера появились. Они были всегда. И некоторых мы с вами знаем лично, но как-то не устраивали вокруг этого никакой истерии. Однако сложно сохранить толерантность, когда так агрессивно и настойчиво нас заставляют любить их. Начиналось все невинно: “Посмотрите, ведь они ни в чем не виноваты!”. Потом стали появляться персонажи в кино - в качестве комедийной перебивки, с милыми шутками, нас приучали к мысли, что они забавные, смешные. Затем о них стали снимать социальные драмы с призывами: “Вот какая у них тяжелая жизнь! Давайте их пожалеем!”. А теперь людей обвиняют в гомофобии! И из каждого включенного утюга говорят: “Любите геев!”. Раньше я к ним относился нейтрально, общался с ними, работал... Ведь не столь важна ваша половая ориентация. Как сказал замечательный американский комик Эдди Мерфи: “Оргазм - личное дело каждого!”. Зачем на площадь это выносить? - Ваши монологи нашли отклик в аудитории. Хочется больше читать и слушать Евгения Жуманова! Вы не собираетесь опубликовать свои записи? - Возможно, это случится, когда накопится материал и я сочту, что он достаточно интересен. - Есть ли у вас обратная связь со зрителями? Ведь вы обращены к залу в целом, к зрителям, которые могут выразить себя только аплодисментами. Чувствуете ли вы своего зрителя? - Поэтому я и выбираю такие жанры, которые позволяют встать на сцене и смотреть в зрительный зал, в лица людям. По Станиславскому зрительный зал, к которому обращен артист, - это “четвертая стена”. Артист должен погрузиться в персонажа и не замечать зрительный зал, зрителей как таковых. А я, наоборот, - всегда всматриваюсь в зрителей, очень хорошо слышу и вижу их. Для меня это чрезвычайно важно, особенно когда читаю уже собственные произведения. Дыхание зрительного зала важно. Но у меня нет никаких иллюзий по отношению к зрителю. Хочу по этому поводу процитировать Армена Джигарханяна: “У меня нет сусальных, елейных чувств к людям. Ведь я выхожу на сцену, как на войну. Мне нужно победить зрителя, заставить слушать меня, доказать, что я интересен”. Так и любой артист должен завоевать зрителя, победить его. Если я буду неинтересен, люди могут покашливать, включать телефоны или просто уходить, не церемонясь, не считаясь с этикетом... Отношения “артист-зритель” всегда предельно честные. - Что вас огорчает? Что радует? - И здесь я хотел бы процитировать классика. Кажется, это высказывание из спектакля “Тевье Молочник” Шолом Алейхема: “Все в мире ограничено, лишь глупость человеческая предела не имеет!”. Это о том, что огорчает. Что меня радует и вдохновляет? Любовь! Несмотря на то, что мне уже 50 лет, я заточен на любовь. Мне надоело обличать со сцены, хочется посылать в зрительный зал позитив и любовь. Я живу любовью. И занимаюсь тем, что люблю. “У меня осталось не так много времени, чтобы делать вещи, которые не доставляют мне удовольствия!” - чье-то высказывание. Подписываюсь под ним. И поэтому сейчас я делаю то, что приносит мне удовольствие... Как этот проект. Выхожу, читаю, развлекаю народ. Кто-то улыбнулся, кто-то задумался, загрустил. - Традиционный вопрос: каковы ваши планы? - Отвечу словами Никиты Сергеевича Михалкова: “Планы, как пельмени, их в кипяток забросишь, а какой именно всплывет, не знаешь”. Точное, образное сравнение... Планы есть, но какой из “пельменей” всплывет первым, не знаю.
Фото из архива “НП” |