|
Галя Галкина Лариса Павловна Нода - старший преподаватель кафедры печати и электронных СМИ факультета журналистики Казахского национального университета имени аль-Фараби (КазНУ) (стаж работы в этом вузе 28 лет) - из тех, кто воистину незаменим на своем месте. Более того, чтобы заменить Ларису Павловну, художественного руководителя студенческого театра КазНУ “Эйдос”, блестящего журналиста, лауреата премии Союза журналистов Казахстана и международной Пушкинской премии (2011), автора множества методических пособий по истории мировой и казахстанской журналистики, эксперта в области образования (специальный приз конкурса за освещение проблем образования в СМИ Казахстана), понадобилось бы несколько человек... Но все вместе они не превзошли бы ее в энергии, оптимизме, позитивном отношении к жизни. Невероятная, искрящаяся, жизнерадостная, остроумная Лариса Павловна притягательна для студентов, коллег и друзей... Но она становится серьезной, собранной и сосредоточенной, когда вы беседуете о ее профессии - журналистике. Свой выбор Лариса Нода сделала еще школьницей: в восьмом классе начала работать на радио. Понимая, как это важно поддержать юного талантливого человека в начале пути, придумала семь лет назад конкурс “Почему я хочу стать журналистом” для абитуриентов, которых называет “деточками” и испытывает большую ответственность за их будущее
- Нас поддерживает в этом конкурсе газета “Дружные ребята”, за что я признательна коллегам. На награждение победителей они также приносят свои подарки, призы. Готовим дипломы учителям, чьи ученики приняли участие в конкурсе, ведь педагогам при профессиональной аттестации очень важны подобные знаки отличия. Конкурс ориентирует не только детей, но и их родителей, у которых много вопросов. И мы представляем наш факультет во всей полноте. Хочу также выразить благодарность нашему постоянному спонсору Алишеру Еликбаеву за неизменное участие в организации подарков участникам - школьникам, учителям. Ведь это так важно - поощрить ребенка, отметить его творчество, подобное внимание окрыляет. И таких помощников у нас много, что, конечно же, приятно.
- Лариса Павловна, говорят, что талант сам пробьется... Нужно ли столько усилий, чтобы поддерживать способных ребят? - Убеждена, талантливым детям нужно помогать! Это дурной стереотип, ложное, вредное клише, что журналист должен быть нахальным, ногой вышибает все двери... Отношу подобное представление к старому мышлению, далеко не все журналисты такие. А ученики 9-11 классов еще не уверены в своих силах. Они лишь начинают думать о своем выборе, размышляют, в какой области приложить свои силы... И тут нужно помочь, подтолкнуть, показать этому молодому, неоперившемуся человеку, что он талантлив, может хорошо писать: “Посмотри, как у тебя замечательно получается!” - Что еще дает детям участие в конкурсе помимо воспитания спортивных качеств, умения собраться и показать свои таланты? - Это приносит абитуриенту максимум баллов на собеседовании при прохождении творческого конкурса, который состоит из двух этапов - написания сочинения и собеседования. И именно на втором этапе мы ставим максимум двадцать пять баллов всем победителям нашего конкурса. Как-то мы объявили тему “Кто не может быть журналистом”. В этом году на конкурсе были две основные темы - “Язык Победы” и “Почему я хочу стать журналистом”. Сочинений написали чрезвычайно много. Стоит отдельно отметить город Лисаковск, где школьники под руководством прекрасного учителя Ирины Васильевны Ковеньковой написали замечательные сочинения о войне - подростки выразили память их семей. Дети исследовали истории своих семей - кто воевал, на каких фронтах были их прадеды, какой подвиг совершил каждый из них... Есть активные школы в Алматы, в целом по республике приняли участие учащиеся Назарбаев Интеллектуальной школы из Павлодара. В Алматы у нас есть подшефная школа №32, откуда на нашем факультете учатся семь учениц, одна из которых окончила, еще две выпустились в этом году. В 32-й школе работает педагог Зухра Шихиевна Бердигожина. Она умеет организовать, зажечь детей. Конкурс дает толчок, вдохновение, побуждает детей писать. Также наши друзья - 35-я школа Алматы, где работает педагог-энтузиаст Алла Булатовна Ярмухамедова, завуч школы. Она побуждает детей к творчеству. - Участвуют ли студенты в организации, проведении конкурса? Ведь они - “ветераны” факультета в глазах абитуриентов. - Студенты и есть главные рассказчики для абитуриентов - проводят экскурсии для школьников по факультету журналистики, показывают именные аудитории, учебную телестудию, радиостудию. В 11 часов 10 минут звучит звонок, наступает большая перемена, на которой по всему журфаку транслируется радиопередача, подготовленная студентами первого и второго курсов нашего факультета, можно посмотреть телесюжеты, которые наши студенты сами снимают. Мы также перед форумом юных корреспондентов проводим “Неделю абитуриента”. В это время школьники свободно приходят к нам на занятия, слушают лекции, участвуют наравне со студентами в обсуждениях. Дети видят реальные лекции, занятия, могут слушать настоящего вузовского преподавателя, общаться с ним. Вы представьте учеников 9-11-х классов, которые еще не нюхали университетской жизни, и вдруг они сидят на занятиях и осознают, что завтра смогут стать студентами, такими, каких они видят сейчас в аудитории. Факультет живет напряженной жизнью. Весной состоялись Барманкуловские и Аль-Фарабийские чтения, на которых главными докладчиками были студенты факультета журналистики. В подобных чтениях участвуют преподаватели, ученые, проводятся конкурсы для студентов. Моя воспитанница Татьяна Гусева - победительница двух конкурсов - получила премию 30 тысяч тенге, ректор КазНУ академик Галым Мутанов вручил диплом первой степени и подарок. Лариса Павловна может гордиться своими выпускниками. Наталья Батракова из города Аксу Павлодарской области - победительница конкурса “Почему я хочу стать журналистом?”. На втором курсе она написала великолепную балладу “Роковая ошибка” о Наполеоне, чей 200-летний юбилей отмечала мировая общественность. Девушка выиграла поездку на международный фестиваль молодежи и студентов в Москве и отправилась в столицу РФ за счет принимающей стороны, устроителей конкурса. - Какой главный мотив детей в выборе профессии журналиста, о чем они пишут в своих сочинениях на эту тему? - У всех разные причины. Кто-то пребывает в розовых очках - хочет себя видеть “в телевизоре”. Другой стремится анализировать события в стране - и таких большинство. Третий страстно мечтает выпускать глянцевый журнал. Кто-то из ребят понимает, что будущее за интернетом, и осваивает мультимедийные технологии. Дети пишут хорошие, умные сочинения. - Имеются ли у них кумиры в этой профессии? - Им, действительно, нужен некий образ, к которому они стремятся. Такой герой - звезда российской журналистики Леонид Парфенов. Из отечественных медийных звезд, разумеется, Артур Платонов. - Лариса Павловна, задают ли вам дети на лекциях коварные вопросы? Например, по поводу “четвертой власти”, коей многие считают СМИ? - Думаю, что у нас три власти, и должно быть всегда именно так - законодательная, судебная и исполнительная. Именно эти три ветви власти и должны функционировать. А “четвертая власть” - это от лукавого, она была придумана в советский период, когда с какими-то проблемами не справлялись ни партия, ни комсомол, ни профсоюзы, и все внимание было обращено на печать, на ее силу и возможности гласности. Можно говорить о том, что этот термин - “четвертая власть” - возник за рубежом, но он прижился и в Советском Союзе, так как существовала идеология, подчиняющая себе все общество. И надо признать, что в эти годы прессу ценили, уважали и боялись. У меня сохранился номер “Литературной газеты” с огромным заголовком “Газета может все!”. И уважение к прессе было безмерное! Но мы должны понимать, что сегодня журналистика другая. И мы воспитываем студентов, что она - иная, потому что им предстоит создавать эту журналистику и приспосабливаться к тем условиям, которые есть. При этом журналист все равно должен оставаться на гребне событий, владеть аналитическими умениями, не говоря уже о хорошем слоге... - Как Вы формулируете для ваших студентов и для себя задачу журналистики? - Информировать и помогать жить! Стараться помогать тем, что может сделать журналист. Раньше была журналистика советов, рекомендаций - как приготовить, что надеть (если нечего надеть), куда съездить... Ведь психология людей меняется медленно, а поэтому нужно помогать согражданам жить... Это ни в коем случае не манипуляция, но - мотивирование. Мы говорим читателю: “Ты можешь! Ты справишься! Ты - сильный!”. Это нужно всем - маленькому человеку, вступающему в жизнь, абитуриенту, сдающему ЕНТ, взрослому, который стонет под напором новостей ТВ, а в них только кровь, насилие и криминал... Кстати, я работала шеф-редактором криминальной газеты и чуть не стала циником, когда группа журналистов устремлялась на съемки события только в том случае, если там имелся труп. Но я не желаю быть циником! Задача журналистики - показывать уникальную личность, рассказывать о ней. У нас много хороших людей - патриотов, энтузиастов, которые целиком отдаются своему делу. И весь наш факультет состоит из подобных энтузиастов. - К чему стремится Лариса Павловна Нода? - Хочу, чтобы дети учились красивому русскому языку, чтобы были грамотными, объективными и творческими. А творчества на нашем факультете с избытком! У нас тут и театр есть, и поэтические вечера, и спортивные соревнования... Выпускаем газету “Журналист”. На факультете невозможно жить скучно. Я на миг представила весь круг обязанностей Ларисы Павловны Нода и поняла, что она может все! Но, по моим приблизительным подсчетам, у этой энергичной, веселой, искрящейся, красивой женщины не остается времени на... сон. “Спать некогда!” - комментирует со смехом Лариса Нода. - Откуда же Вы черпаете силы и вдохновение? - Вопрос вечный... Из жизни. А я так живу с 8-го класса, когда впервые пришла на радио. Тогда закончилось все - детство, юность, “прохладное” отношение к жизни... Но зато открылся целый мир - журналистика! |