|
Галя Галкина
Эти ребята-казахстанцы съехались из разных городов Германии в берлинский офис DAAD - Немецкой службы академических обменов (Deutscher Akademischer Austausch Dienst), чтобы встретиться с журналистами РК, приглашенными МИДом Германии для изучения проблем образования. Как живется и учится в дружественной Германии студентам? Влад Любименко из Тараза обучается по специальности “Телематика” в Техническом университете в городе Вильдау, Даулет Есекенов из Усть-Каменогорска - магистрант Технического университета Берлина, Лидия Майданова из Алматы - первокурсница Свободного берлинского университета, изучает политологию, Инга Кикоть из Алматы учится в Техническом университете города Вильдау по специальности “Транспортная логистика”, Александр Любчиков - в Университете прикладных наук города Гамбург по специальности “Экологическая, энергетическая техника”
Когда находишься за границей, то с особым, родственным чувством относишься к соотечественникам, особенно к таким юным, как наши собеседники
У каждого из этих ребят был момент, когда они почувствовали, что оторвались от дома, привычного уклада и осознали, что теперь сами отвечают за себя. Появилась ответственность взрослого человека за свои поступки. Они успешно учатся, заботятся о себе, им приходится самим распоряжаться деньгами, которыми они располагают. Словом, у студентов-казахстанцев, находящихся в Германии, вполне самостоятельная жизнь.
Стипендия DAAD для бакалавров составляет 650 евро в месяц (для магистрантов выше - 750 евро), из нее студенты оплачивают общежитие и страховку, оставшаяся сумма уходит на продукты и проезд. Питание в студенческих столовых обходится очень дешево даже сравнительно с Казахстаном. И занимается студенческими столовыми отдельная организация, не подчиняющаяся университетам.
Оплата за учебу в университетах Германии ведется не так, как в Казахстане. В немецких вузах есть семестровый взнос - 270 евро, из них 160 евро уходит на проездной билет - на семестр, включающий все транспортные средства, остальные деньги уходят в университет. Расходы на жилье, продукты питания зависят от того, в каком городе учится и проживает студент. Так, небольшой городок Цитау на границе с Польшей входит в первую десятку самых дешевых городов Германии. За проживание в общежитии в Германии необходимо платить. Есть отдельное ведомство, занимающееся именно общежитиями, оно никак не относится к университетам, как это обычно принято в Казахстане. Плата за общежитие колеблется от 200 до 300 евро.
Доктор Гизела Циммерман, глава штаб-квартиры DAAD в Бонне, рассказала о сотрудничестве DAAD с Казахстаном. Она курирует транснациональные воспитательные программы, отлично владеет русским языком.
Гизела Циммерман:
- Германская служба академических обменов (DAAD) - один из крупнейших образовательных фондов мира, главной задачей которого является академический обмен между Германией и почти всеми регионами земного шара. DAAD - не столь уж масштабная программа, но она международная и работает не только для Казахстана, но и для других стран мира. Стипендия предназначена для тех, кто закончил немецкие школы за рубежом, а также школы с немецким направлением. Если выпускники таких специализированных школ, гимназий сдали специальный экзамен - вместе с основными выпускными экзаменами,то они могут подавать документы на соискание стипендии DAAD на бакалавра в Германии. В Алматы есть такие специализированные гимназии, как №18 и №68, подобные учебные заведения имеются в Астане, Кокшетау, Усть-Каменогорске... Мы предлагаем программы обмена DAAD, когда вуз одной страны предоставляет определенные учебные и воспитательные проекты вузу другой страны. Например, Казахстанско-Немецкий университет в Республике Казахстан дает возможность студентам получить двойной диплом - казахский и немецкий. Дети учатся по двум программам, занимаясь одновременно у казахских и немецких педагогов. Имеются двунациональные университеты и в других странах - в Турции, Иордании, Вьетнаме. Но намного больше учебных программ в местных университетах Казахстана, Кыргызстана.
Мы задавали самые разные вопросы студентам-казахстанцам, обучающимся в Германии, - молодым людям из Алматы, Усть-Каменогорска, Тараза...
Ребята говорят о том, что здесь у них больше самостоятельности, мотивации, сознательности. Им приходится учить разные дисциплины без того, чтобы лекторы давали какие-то рекомендации, советы и наставления. В Казахстане студентам помогают преподаватели, в немецких вузах они предоставлены самим себе. К примеру, они получают огромный список литературы, насчитывающий иногда до тысячи и более книг, по которым и следует заниматься. И только на экзамене студент узнает, что же следовало учить наиболее внимательно.
Влад Любименко - Технический университет в городе Вильдау, поступил после Немецко-Казахстанского университета:
- Моя специальность - “Экологическая энергетическая техника” - связана с популярными сегодня возобновляемыми источниками энергии - энергией солнца, ветра, воды, биомассы. Потенциал у Казахстана громадный, и это еще мягко сказано. Необходимо активно развивать возобновляемые источники энергии. Не знаю, почему это направление у нас не развивается? Такая специальность сегодня представлена только в Казахстанско-Немецком университете (КНУ) и нигде больше. Я выбрал свою специальность потому, что сейчас все завязано на энергии. Политика любой страны связана с внутренними ресурсами, с нефтью, газом... Энергия движет наш мир! Поэтому я и остановил свой выбор именно на этой специальности.
Даулет Есекенов - магистрант Технического университета Берлина, изучает “Городское и региональное планирование”, стипендиат “Болашак”:
- Отличие образования в Германии еще заключается в том, что студенты здесь сами выбирают себе нагрузку на семестр. В вузах Казахстана уже заранее определено, сколько предметов студент должен закрыть, например, восемь предметов, которые включены в расписание. И у тебя нет возможности выбирать, ты ходишь на лекции вместе с сокурсниками. А здесь с начала учебного года, 1 октября, ты сам выбираешь предметы. И если ты, к примеру, работаешь вторник и среду, то в понедельник, четверг и пятницу идешь на лекции. Студенты в Германии более независимы от родителей, они могут работать, снимать квартиру, общежитие, оплачивать учебу самостоятельно. Ты сам управляешь процессом учебы, можешь растянуть ее на неопределенный срок - на свое усмотрение. Структура гибкая, удобная для студента. Если ты не готов сдать какой-то предмет, ты переносишь его на другой семестр. И ты здесь учишься, получая от этого удовольствие! Это и есть свободное образование для студентов. Я, например, даже не видел своего куратора. Знаю, что это профессор. Находясь в аудитории, я даже не знаю, кто рядом со мной учится, потому что студенты разных факультетов посещают разные лекции, они, как и я, сами выбрали себе предметы и лекции.
Действительно, в Германии нет такой системы кураторства. И поэтому в некоторых стипендиальных программах предлагают тутора - старшего студента, он и помогает студентам-первокурсникам освоиться на новом месте.
- Даулет, где после окончания университета Вы будете применять свои знания? У себя на родине в Казахстане? Или же Вы хотели бы остаться работать в Европе?
- Вижу больше перспектив для себя в Казахстане, чем здесь. Я изучаю предмет “Городское и региональное планирование”. Здесь я наблюдаю, что ошибки градостроительства, которые были когда-то допущены, уже давно исправлены. Вижу все современные подходы в городском планировании, хочу изучить имеющийся опыт и применить свои знания в Казахстане.
Инга Кикоть - Технический университет города Вильдау:
- В Алматы находится Казахстанско-Немецкий университет (КНУ), где есть программа двойного образования. Мы заканчиваем три года обучения в нашем университете и на четвертый год отправляемся учиться в Германию. По этой программе выделяется стипендия, на которую я и попала, получила стипендию DAAD и продолжаю образование в Германии, в Техническом университете города Вильдау, оставаясь студенткой КНУ. Через год я получу диплом в Германии, потом также мне вручат диплом КНУ в Алматы, в итоге я буду обладательницей двух дипломов бакалавра - немецкого и казахстанского.
Александр Любчиков - Университет прикладных наук в Гамбурге:
- Я узнал о Казахстанско-Немецком университете, когда ходил на курсы немецкого языка. Мои родители хотели, чтобы сразу после школы я уехал учиться в Германию, но потом пожалели, отправили поближе - в Алматы, где я и поступил в КНУ, выбрав техническую специальность - программирование. Здесь я изучаю программирование и сети. Этим и занимаюсь.
Мы спросили наших юных собеседников: “Остались бы вы Германии после окончания вузов, если бы получили лестное предложение от какой-нибудь крупной компании, например, от Simmens, с зарплатой в 5000 евро в месяц?”. Влад Любименко ответил в шутку, что это провокационный вопрос. Журналисты решили продолжить в духе шуточной провокации: “Вас специально приглашают учиться сюда, чтобы потом использовать готовых специалистов в своих целях?”. На что специалист Гете-университета Роберт Кокон ответил уже всерьез за всех студентов сразу: “И да и нет! Потому что, если в Казахстане будет хорошо в области окружающей среды, то у нас тоже будет хорошо. Окружающая среда ведь не заканчивается на границе одной страны, она простирается дальше, занимая площадь соседних стран”.
Вот и получается, что окружающая среда и есть наш разнообразный прекрасный мир. И мы, разъединенные политическими границами, остаемся обитателями единого пространства. И поэтому цели и задачи у нас общие - сохранить планету. Опыт соседних стран может быть полезен всем, где бы мы ни находились.
Лидия Майданова - первокурсница Свободного университета Берлина (закончила в Алматы 18-ю специализированную гимназию):
- Даже если поступит предложение пойти на работу в какую-то фирму, почему бы не принять это предложение, поработать пару лет в Германии и набраться практического опыта? А потом вернуться в Казахстан с этими знаниями, обогащенными практической работой в Германии. Мы приедем в свою страну подкованными не только теоретически, но и практически в этой области. Это приумножит наш опыт.
Провокационные вопросы продолжали сыпаться от хитрых журналистов:
- Вдруг за эти два года Вы успеете встретить молодого человека, коренного жителя Берлина, влюбитесь и останетесь здесь? Ведь такое возможно?
Лидия Майданова:
- В Европе нет таких традиций, как у нас, - выскочить замуж до тридцати лет, родить ребенка. И нет такой установки, что непременно нужно успеть! Здесь люди сначала строят карьеру, а потом, когда создадут все условия для будущей семьи, начинают думать о браке. Здесь все планируется, поэтому, думаю, мы так же будем склонны к планированию, а не к тому, чтобы найти кого-то и быстро выскочить замуж.
Инга Кикоть:
- Я не хочу выходить замуж за немца, чтобы непременно остаться в Германии, если только по-настоящему не влюблюсь в него... Но я и не из тех девушек, которые хотят сначала построить карьеру, а только после тридцати лет выйти замуж и родить ребенка. И, если у меня все получится, я буду рада выйти замуж и обрести семью уже сейчас. Одно другому не мешает. Для меня, как для женщины, все-таки первостепенна семья.
И уже после официальной части мы продолжали рассуждать о свободе личности. О том, что государство не должно ущемлять волеизъявление человека - “Каждый волен жить, учиться, работать там, где хочется ему. Задача государства - стараться создать условия для граждан”. “Может быть, чрезмерная нацеленность на карьеру и дает поздние браки и старение наций в странах Европы?”. “Это индивидуальное решение каждого! Кто-то не хочет вовсе детей, а кто-то заводит пятерых. Это редко у нас, в Германии, но есть и такие семьи”. “А у нас, в Казахстане, в традициях казахов - многодетность, хотя в городах - в семьях друзей и знакомых - растут не пятеро-семеро детей, как в селах (там и больше может быть), а двое-трое”. “Я не согласен, что у нас сохраняется многодетность! Статистика говорит, что в Казахстане в семьях растет до двух детей, если точнее - 1,6”. “В Южном Казахстане может быть три ребенка в семье, в восточных областях в семьях максимум двое детей!”. “Я была в командировке в Южном Казахстане, там в каждой семье четверо-пятеро детей. Это минимум. Может быть и больше! Жители говорили, что и русские семьи заводили в советское время до 10 детей!”. “Именно поэтому каждый четвертый казахстанец у нас - молодой человек! И нет проблемы старения нации!”. “Зато у нас в Германии 82 миллиона человек - старых и молодых!”. “А у нас в Казахстане - около 15 миллионов граждан и земли у нас больше!”
Оказалось, что при всей разности культур мы интересны и нужны друг другу. А еще мне подумалось, что мир удивительно тесен: на встречу с нами пришла племянница моей коллеги и подруги Инга Кикоть, которую я никогда не видела в Алматы, но познакомилась здесь, в гостеприимном Берлине, вдали от родного города!
Справка
Через обменные программы DAAD прошло большое количество казахстанских студентов. Так, только в 2013 году было 650 стипендиатов DAAD, в то время как в 2001 году - всего 199 студентов, а с 2002 года ежегодно стипендии DAAD получали 400 студентов. Таким образом, более чем за 20-летнюю деятельность Германской службы академических обменов в Республике Казахстан более пяти тысяч казахстанских студентов, молодых ученых и профессоров получили финансовую поддержку DAAD. За этот период десятки немецких ученых и преподавателей работали в казахстанских университетах. В эти статистические данные не входит огромное число студентов, обучающихся и уже получивших дипломы по приглашению и на стипендию вузов, не входящих в DAAD.
Фото автора |