|
Он был одним из тех, кого можно считать живым источником мудрости - замечательный представитель плеяды казахстанских философов, доктор философских наук, профессор Галихан Галамгалиевич Акмамбетов. В переломные моменты истории происходит неизбежная смена социально-политических, экономических систем, что влечет за собой изменения в духовной сфере. В это время неизмеримо возрастает роль этики и философии личности. В поисках ориентиров человек обращается к духовным наставникам и авторитетам. Таковым и был для многих Галихан Галамгалиевич Акмамбетов. К сожалению, его земной путь недавно завершился. Яркий казахстанский философ не дожил несколько месяцев до своего восьмидесятилетнего юбилея. В эти дни научная общественность, друзья и коллеги прощаются с другом, учителем, родным человеком
Этика и философия личности были лейтмотивом всего творчества Галихана Акмамбетова. Он является основоположником этической науки в Казахстане. Творчество Галихана Галамгалиевича показывает, что переход от тоталитарной системы к демократическому государству и гражданскому обществу открывает горизонты свободы критического мышления, творческого созидания новых социальных реалий и ценностей.
В эпоху глобализации, охватившей весь мир, в условиях поиска национальной идентичности и духовного возрождения Галихан Акмамбетов обратился к философскому наследию Абая, его этическое переосмысление имеет огромное значение для современного состояния казахстанского общества - в условиях становления суверенного государства и желания самостоятельного духовного бытия и развития. В духе Абая Галихан Акмамбетов в своих книгах рассматривает идею просвещения, разума, знания не только как важнейшее свойство человека, но и как фундаментальный принцип человеческого бытия. Творчество Абая было важным духовным источником для философа.
Заслугой философов Казахстана советского периода, среди которых ключевую роль сыграл профессор Галихан Акмамбетов, было развитие профессионально ориентированной философской науки. Одной из центральных проблем рассматривалась философия человека, которая затем способствовала выживанию философии в трудные 90-е годы. Задача философа Акмамбетова была - соответствовать нынешним устремлениям науки, быть на уровне современных вызовов. Он смог добиться этого благодаря неустанной целенаправленной и напряженной мыслительной работе, глубоким познаниям по этике и антропологии, благодаря острой любознательности и развитому художественному дару. В молодости он проявил себя неординарным, блестящим преподавателем философии Уральского государственного педагогического института.
Ученый-философ Галихан Галамгалиевич смог отойти от догматического марксизма, ставил задачи, формулировал основные проблемы и идеи, заботился о концептуальной целостности, о кадровом обеспечении и росте научного потенциала, держал в поле внимания состояние и перспективы развития философии нравственности в республике в целом. Он болел за свое дело, жил им. Был и руководителем, и организатором, и вдохновителем, и одним из главных исполнителей задуманного. Сумел создать вокруг себя “мозговой центр” этиков Казахстана.
Галихан Галамгалиевич относился к философии как к “духовной квинтэссенции” эпохи, внутри которой вырабатываются мировоззренческие и методологические установки, осмысливаются фундаментальные проблемы человеческого бытия и существования. Именно философия, по глубокому убеждению Галихана Акмамбетова, отвечает на основополагающие вопросы смысла жизни, вычленяет траектории социального поведения людей, теоретические принципы нравственной жизни, закладывает основы нравственной культуры. Ученый обращал внимание на то, что долгое время вместо живого индивида, его этических начал исследовались условия его материального существования, способ производства, базис и надстройка, производственные отношения и производительные силы, и т.д. И живой человек улетучивался, а ведь он и есть главное в общественно-историческом процессе, сгусток производственных отношений, а не “фактор”, как это было до сих пор.
Счастливая судьба выпала на долю Галихана Галамгалиевича. Выходец из далеких казахстанских степей, он рос на народных казахских традициях и обычаях. Но пытливый юноша стал со временем видным философом, “собеседником” Аристотеля и аль-Фараби, автором замечательных этических книг, прославленным педагогом, наставником, основоположником известной этической школы республики. И теперь слова Галихана Акмамбетова цитируют ученики, последователи, да и просто те, кто интересуется философией: “Цель и смысл человеческого существования реально могут быть достигнуты только тогда, когда человек постигает нравственную мудрость, реализует свою способность мыслить, поднимается на вершину научного творчества. Наши гуманитарные науки должны вобрать, впитать в себя все бесценное духовное богатство, которое выработало человечество за многовековую историю. Одновременно необходимо идти вглубь своей национальной культуры, дабы открыть миру самих себя”.
Наряду с плодотворной творческой работой Галихан Галамгалиевич Акмамбетов принимал активное участие в общественной жизни республики. С 1987 по 1991 год он был избран президентом Социологической ассоциации Казахстана. В июле 1993 года в Берлине он был избран вице-президентом Европейского гуманистического конгресса. Долгие годы являлся членом редакционной коллегии журнала “Известия” НАН РК (серия общественных наук), председателем диссертационного совета Института философии, членом диссертационного совета КазГУ, членом экспертного совета ВАК МОН РК. Память о настоящем ученом и о большом человеке, о славном сыне своего народа сохранится в наших сердцах.
Подготовила Галя Галкина |