|
Галя Галкина
Участники выставки авторской коллекции кукол “АРТ-кукла” радовались не только открытию экспозиции, но и появлению нового выставочного зала, что открылся недавно по адресу: Бухар Жырау, 23, угол улицы Маркова.
На выставку пришли настоящие ценители авторской куклы, чтобы увидеть неповторимый кукольной мир, наполненный странными и прекрасными персонажами. Сделанные из разных материалов, с применением новых технологий, куклы, как живые существа, с любопытством взирали на посетителей, пробуждая в каждом ребенка. А художники, создатели кукол, оценивали и осваивали новое выставочное пространство
“Долгожданная весточка”, “Озорница”, “Дама с собачкой” - работы Ирины Паклиной. “Радужный медведь” Ларисы Сологуб - он действительно радужный, удивительный, яркий... Невероятный плюшевый медведь Клавдии Реймер, он будто явился к нам из детства наших родителей. Современная кукла Тильда в исполнении Елены Шостак и Владимира Гаврилова - “Айгуль”, “Хайди” и “Мэри” в национальных костюмах. Вот волшебный сундучок с клочками старых газет внутри в исполнении Надежды Кравченко, в нем невероятные персонажи - жираф, носорог, попугай, множество волнующих предметов - то ли из сказок, то ли из прошлого... Керамические фигурки Светланы Плотниковой - в них излюбленный мотив “Мое сердце - маленькая птичка”... Туловища кукол представляют собой клетку, внутри которой заперта птичка-сердце. Вот птичка бьется в руках у девушки...
Большая фигура работы Лилии Поздняковой - глиняный человек превращается в ангела. Библейский мотив? Мечта каждого о полетах? Сон?
Интересные работы Татьяны Гавриловой - куклы, созданные по мотивам иллюстраций Жана Батиста Монжа: Мастер Поль в треуголке и с сундучком, Воин Амбруаз, Мастер Жюль с сокровищами, фонарем, монетами... Мастер Жак пьян, он лежит в коробке, его скрипка брошена, в руке смычок, рядом валяются в беспорядке котелок, бутылки... Тетушка Питти с совой в руке.... И другие замечательные персонажи. Андрей Каморин создал принцессу Нури, куклу Йоко... Татьяна Столяренко смастерила куклу Эллу - стильную даму в мехах и шляпке-таблетке. Лилия Позднякова вылепила большого кота из газет - удивительное существо получилось, живое и мистическое. Сказочный, фантазийный мир кукол. Встреча с детством и путешествие в иную реальность. Спасибо, художники, мастера!
Ирина Юферова, искусствовед:
- Открыты два великолепных пространства на двух этажах, внизу - более коммерческое, вверху - художественное. Состоялась первая выставка. Куклы теперь в моде... У меня немного странное ощущение от экспозиции. Вижу в этих куклах некую насмешку, издевку над человеком. Я потерялась, что же такое кукла? Вот была у нас в детстве кукла-голышек. Мы ее укутывали, платьица шили, косички заплетали. Она подобна ребенку. А тут куклы, как люди, но они - уродцы! И я пришла в смятение и не смогла сформулировать для себя эстетику этого вида искусства, творчества.
- Может быть, люди устали немного от себя? И эта усталость отразилась в образах кукол?
- Наверное, все времена хороши, не только наше. Хотя наше время отчаянное совсем. Думаю, что дело в общем состоянии искусства, которое внутренне очень мечется между желанием нечто изложить, сформулировать какую-то мысль и желанием продаться. И вот эти ножницы никак не склеиваются, берега не соединяются.
- Кто из мастеров представил свои работы?
- Из всего представленного я хорошо запомнила Наташу Лепихину. Ее куклы все спящие, пребывающие в мире сновидений. Наталья хорошо делает сочетания с одежками, тряпочками, с холстинкой, кружевом, плетет веночки из натуральных травок... Наташа большая рукодельница, но ее образы несколько монотонны. Однако по сравнению с другими работами я вижу в ее куклах много поэзии, эстетства, продуманной пластики. Куклы плывут в лодочках, рядом цветы растут, куклы спят и мечтают...
- Может быть, в ее работах запечатлен тот покой, которого мы лишились в нашей жизни?
- Да-да... Желание закутаться в сновидение, как в пелену.
- Из экспозиции выделяются работы Марины Ковалевой. Это собственно и не куклы вовсе, а камни!
- Марина Ковалева делает интересные вещи. Она любит горы и привозит оттуда камни, булыжники, куски камней. И Марина в них видит свои образы, чуть-чуть подправляя поверхность камня живописью, в его срезах, сколах подчеркивая, усиливая натуральную красоту. Художница заставляет нас в реальном увидеть нечто ирреальное... Больше так, как она, никто не делает.
- В детстве нам камни служили куклами. Мы играли камешками, веточками. Наше детство было неприхотливым.
- Камешки, палочки, веточки... Мы как бы оживляли неживое. Этим и занимается Марина, усиливает человеческое начало в объектах природы. А во многих куклах здесь на выставке я вижу карикатуру на человека, издевательство над людьми - надо мной лично!
Строг взгляд искусствоведа. Но, может быть, сегодня и в ней проснулась девочка, которая обиделась на “плохую куклу”? |