|
Галя Галкина
В Алматы, нашем милом городе, по-летнему теплом и даже жарком, на два дня установилась японская осень. Два вечера, 8-9 сентября, звучали японские мотивы на сцене Казахской государственной филармонии имени Жамбыла в рамках IV Международного фестиваля искусств “Японская осень”
Уже четыре года подряд, осенью и весной, в Астане и Алматы проходят сезоны японской культуры - фестивали “Японская весна” и “Японская осень”. В них принимают участие прославленные исполнители из Страны восходящего солнца, а также мастера искусств Казахстана. В этом году в рамках фестиваля “Японская осень” состоялись два концерта. Впервые в Алматы выступили мастера джаза из Японии - трио Киши Мицуаки.
9 сентября состоялся грандиозный концерт “Сны о Японии” - необыкновенный микс из классической и современной музыки, танцев, рисования песком и светом. Представление сопровождается нетленными строками японского хокку в исполнении популярных актеров Гульнары Дусматовой и Евгения Жуманова. В концерте выступили звезды оперы Гульзат Даурбаева и Азамат Желтыркозов, пианист-виртуоз Тимур Урманчеев, гордость казахстанского балета Досжан Табылды, шоу-балеты Street Style, Wakeup, а также народная артистка РК Роза Рымбаева. Прозвучали популярные произведения японских авторов, казахская и европейская классика. Наши танцоры перевоплотились в японских самураев, а также продемонстрировали виртуозное соединение хореографии и компьютерной технологии в cover-версии композиции Pleiades композитора Нобуюки Ханабуса и всемирно известной японской дэнс-группы Enra. Зрелищную часть вечера дополнило выступление мастеров студии Sand Pro, удивительные художники владеют уникальной техникой рисования песком, светом, а также магическим искусством создавать картины из блестящей пыльцы. Организаторы фестиваля “Японская осень” - Гуманитарный фонд “Дегдар”.
|
Киши Мицуаки (в центре), Терумичи Ямада (слева), Кадзуяки Йокояма (справа) |
Лидер группы - пианист и композитор Киши Мицуаки - широко известен в мире джаза. Его выступления успешно идут по всему миру. Джазовый музыкант выпустил 14 альбомов, три из которых удостоились премии Selective Gold Disc журнала Swing - старейшего и наиболее авторитетного джазового журнала Японии. Последний альбом музыканта Love at First Sight был записан в Нью-Йорке и выпущен в апреле 2013 года. Киши сочинял музыку для рекламы и телевидения, работал для телеканала NHK. В его команде один из наиболее популярных контрабасистов Японии Терумичи Ямада и молодой талантливый барабанщик Кадзуяки Йокояма. Для казахстанского зрителя команда приготовила музыкальный сюрприз - две казахские народные мелодии в джазовой интерпретации - “Илигай” и “Ахау керим”.
- Мицуаки-сан, что для Вас значит этот фестиваль, каковы Ваши впечатления от Алматы и алматинской публики?
- Два года назад мы были в Астане, где нас великолепно принимали, публика Астаны произвела на нас хорошее впечатление, у нас был неплохой диалог. Алматинская публика оказалась очень горячей, зрители долго не хотели отпускать нас. Я очень рад быть вовлеченным в такой проект, который помогает связывать культуру Казахстана и Японии, особенно радует, что связь эта осуществляется посредством языка музыки.
- Вы являетесь представителем страны, которая удивительным образом сочетает в себе современность и искусство продолжения культурных традиций. Японской культуре присуще стремление к совершенству, есть даже выражение: “Мой дух не удовлетворен”, что характеризует японцев как истинных перфекционистов, ищущих гармонии во всем, что их окружает. Вы - один из лучших джазовых музыкантов Японии и мира, можно полагать, что Вами тоже двигало это чувство творческой неудовлетворенности?
- Действительно, в японской ментальности заложены трудолюбие, неуспокоенность, стремление к идеалу, недостижимому... Даже сейчас, несмотря на то, что мы живем в современном мире, такая черта присуща японцам. И это очень хорошо видно в джазе. Это тот жанр, который не имеет четко очерченных формальных пределов. И это путь достичь таких недостижимых горизонтов, в философском смысле это глубины, к которым нужно идти и идти... Подобная глубина заставляет тебя изучать ее, заведомо зная, что ты никогда не достигнешь этого идеала. Японская часть культуры и названные свойства джаза и привлекли меня в свое время и мотивируют меня до сих пор.
- Мицуаки-сан, в этот жанр музыки приходят люди, у которых джаз уже есть в крови. Расскажите о том, как Вы стали джазовым музыкантом.
- Мой отец был пленен во время войны и сослан в Сибирь. Многие японцы, которые были сосланы вместе с ним, не смогли вернуться на родину, но мой отец смог приехать обратно. Это случилось потому, что он умел играть на гитаре. Развлекая игрой на гитаре своих конвоиров, он выжил. Отец вернулся домой, вскоре родился я, и как только, по его мнению, я начал понимать что-то, он практически насильно заставил меня изучать пианино, музыку. Когда я пытался протестовать, он объяснил мне, что музыка спасла ему в свое время жизнь. Таким образом я и познакомился с пианино. Есть песня, которую отец часто мне пел, когда я был маленьким: “Расцветали яблони и груши, поплыли туманы над рекой, выходила на берег Катюша, на высокий берег - на крутой”... Первое время я отрешенно и без души занимался пианино, но когда впервые услышал по телевидению джаз, он настолько привлек меня и задел что-то в душе, что я решил узнать об этой музыке как можно больше. Мне в ту пору было 13 лет.
- Что Вам как личности дает джаз?
- Для меня джаз - это все! Если говорить приземленно, то это моя профессия, то, чем я живу, так как у меня нет другого занятия, которое бы могло прокормить. С одной стороны, джаз - это как стены дома, в котором я живу, который обеспечивает мой быт, но на самом деле джаз это намного больше. Это небо, которое надо мной, джаз нечто такое для моей души, что заставляет заниматься только этим и ничем другим. И когда ты переходишь на такой уровень, то тебе уже совершенно не важно, что, оказывается, джаз - это твоя работа, что ты даже гонорары за любимое дело получаешь. Джаз доставляет мне самое главное удовольствие и восторг, и эти переживания передаются людям, которые приходят послушать музыку. И я могу видеть в глазах зрителей, что смог донести этот восторг, упоение джазом. Наверное, это и есть то главное, чем для меня является эта музыка.
- У Вас имеется казахская народная мелодия в джазовой интерпретации. Как Вы относитесь к нашей национальной музыке?
- Мы исполнили на концерте в Алматы два произведения - “Илигай” и “Ахау керим”. Организаторы вечера передали нам несколько мелодий, и мы попытались их переложить на джазовое звучание. Так как это не поп-музыка, а народные произведения, то нам было не столь сложно работать с ними, потому что пьесы чем-то напоминали нашу национальную традиционную музыку. И мы получили удовольствие от процесса перевода этих произведений в джазовое звучание. Я столько дней готовил эти песни! Что бы я ни делал, даже если я ложился спать, эти песни не выходила из моей головы, звуки крутились в ней постоянно. Конечно, нам пришлось потрудиться, чтобы добиться результата.
На концерте трио Киши Мицуаки исполнило стандартные джазовые произведения, также джазовые интерпретации на темы русских песен - произведения “Черноокая”, “Катюша”... Конечно же, звучал джаз с японскими интонациями, современные произведения этого жанра японских и мировых звезд.
Справка “НП”
Киши Мицуаки (фортепьяно)
Лидер трио, пианист и композитор, широко известен в мире джаза. Выпустил 14 альбомов, три из которых удостоились премии Selective Gold Disc журнала Swing - старейшего и наиболее авторитетного джазового журнала Японии. Последний альбом музыканта Love at First Sight вышел в 2013 году. Он записан в Нью-Йорке с известным канадским бас-гитаристом Ниломом Свенсоном и Дэннисом Макрелом, выдающимся барабанщиком, руководителем Count Basie Orchestra.
Киши сочинял музыку для рекламы и телевидения, работал для телеканала NHK. В 2007 году получил премию префектуры Вакаяма за достижения в области культуры. Его концерты проходят по всему миру, он не раз выступал за рубежом как официальный представитель японской культуры. Неоднократно выступал в России. В 2012 году выступление трио Киши Мицуаки с успехом прошло в Астане в рамках фестиваля “Японская весна”.
Для нашего фестиваля трио подготовило сюрприз - композицию на темы казахских народных песен “Илигай” и “Ахау керим”.
Терумичи Ямада (контрабас)
Начал играть на инструменте во время учебы в университете “Васеда”, со временем любимое увлечение стало его профессией. Чувственные и мелодические соло Ямады характеризуются богатым и чистым звучанием. Его чувство ритма высоко оценили авторитетные критики и любители джаза. В настоящий момент он является одним из наиболее популярных басистов в Японии.
В 2009 году вышел первый альбом Терумичи Ямады A Million Thanks, который он записал со своей группой Magicas Musica.
Кадзуяки Йокояма (ударные)
Впервые сел за барабаны в три года. В 2002 году выступал в квартете Садао Ватанабе. Уже по окончании средней школы стал одним из наиболее востребованных барабанщиков, его приглашали для участия в турах и записях лучшие музыканты страны.
Йокояма был постоянным участником японского тура Барри Харриса с 2004 года, играл со многими известными американскими джазменами. В 2012 году выступал во Вьетнаме, в том же году участвовал в джазовом фестивале San Jose Jazz Summer Fest в Калифорнии, США.
Известен своим чувственным и ровным стилем игры на барабанах. |