|
Он родился в морозную зимнюю пору - 29 января 1930 года, а погиб в жаркий летний день на одной из улочек Алматы - в автокатастрофе в 1992 году. Санджар Уразович Джандосов - советский, казахстанский политический деятель. Возглавлял Государственный комитет по труду и социальным вопросам (Министерство труда и социальной защиты), Госкомитет по профтехобразованию, был заместителем председателя Госкомитета по телевидению и радиовещанию. Первый президент Республиканской федерации дзюдо.
Служа в партийных органах, он курировал вопросы науки и образования. Сочетал в себе черты государственного деятеля и романтика, поэта, великолепного певца в кругу друзей и родных, оптимиста. Вопреки всем проявлениям непростого времени он был жизнерадостным и жизнелюбивым человеком
Жанар Джандосова, директор Центра исследований “Сандж”, дочь Санджара Оразовича:
- В том, как он назвал дочерей - Ажар, Динар, Жанар, проявились то ли тяга к поэзии, то ли совестливость (“ар” по-казахски “совесть”). Воспитание у него было очень демократичное. Он называл его “беспривязным”. Но мог подтрунивать. Однажды посмотрел в мою тетрадь (я была первоклассницей), а там написано “лучше” через “т”, весело удивился такому написанию. Ах, как мне было неловко, до сих пор помню. Нам, его детям, вспоминается всегда что-то теплое, светлое. Но он был по-настоящему государственным человеком, имел экономическое мышление. Мыслил категориями общества, большими отрезками времени, всегда видел перспективу. В частности, он пишет: “Появление зон экологического бедствия, перекошенная в сторону сырьевых отраслей экономика, критическое состояние социальной инфраструктуры - к таким результатам привел территориальный экспансионизм союзных ведомств”.
Адил Ибраев, журналист, Алматы:
- Если брал слово на совещаниях или встречах, то предлагал что-то деловое, острое, и сразу все просыпались. Если критиковал, то это была конструктивная критика. Он не повышал голоса. Не оскорблял никого. Все по делу. Санджар Оразович особенно запомнился по командировке в Гурьев, где правительственная рабочая группа встречалась с производственниками в Кульсары. Шли выборы в народные депутаты СССР. Рассматривали все болевые точки. Санджар Оразович выслушает выступления и просит слова. Сразу все замолкают. Знали, что он всегда все расставит по полочкам.
Александр Рузанов, социолог:
- Мой отец работал с Санджаром Оразовичем в Чимкенте. Папа был 1-м секретарем Энбекшинского райкома Компартии Казахстана в Чимкенте. Он умер в 2010 году. Во многом благодаря Санджару Оразовичу появился РЦИОМ, первая профессиональная социологическая организация во главе с Сабитом Жусуповым. Светлая им память!
Камила Магзиева, национальный координатор 7-й рамочной программы Европейского союза по развитию науки и технологий и инновациям, директор Независимого экспертно-консультативного совета по поддержке научных исследований в Казахстане:
- Светлая память. Наше поколение всегда будет помнить его только добром. Удивительной светлости был человек!
Ляззат Ишмухамедова, общественный деятель:
- Я всегда восхищалась Санджаром Оразовичем - человеком, любившим свою Родину. А теперь восхищаюсь его детьми. Память об этом человеке не должна исчезнуть. Очень жаль, что в нашем государстве даже не пытаются сохранить память о таких людях. Хорошо, что это делают дети. Это память не только для детей и близких родственников, друзей, но и для всех здравомыслящих казахстанцев!
|
Санджар Джандосов, 34 года, с тремя дочками - все на “ар”: Санджар, Ажар, Динар, Жанар. Позже появились Фатима и Кенен |
Динар Алдабергенова, дочь Санджара Джандосова:
- У него удивительное имя - Санджар! Светлое, гордое, сильное... Удивительная судьба - сложная, яркая. Счастливая жизнь и трагическая смерть... У него удивительные глаза - немного навыкате, умные, добрые... Удивительный голос - высокий, ясный, честный! Удивительна память о нем... Людям, его знавшим, будто не хватает его энтузиазма, шуток, советов, оптимизма, принципиальности, дружбы, профессионализма, доброты... Удивительная чистота. Свет. Навсегда...
Айбек, внук Санджара Джандосова, отрывок из эссе “Дедушка Санджар”:
“Я бы пригласил его на прогулку по Алма-Ате. По современной, заросшей проводами и стеклом, но не утратившей зеленого обаяния Алма-Ате. Мы бы шли по Бродвею, Арбату, он бы рассказывал о том, как город умудрялся жить без постоянного автомобильного шума и табачного дыма. Я бы предложил ему прокатиться на метро, а он бы не поверил, что его, наконец, достроили. Я бы слушал его часами напролет, сколько рассказов задолжала мне судьба!”
Подготовила Галя Галкина |