|
Галина Галкина
Этот островок зелени среди цемента и бетона вызывает удивление, а также будит ностальгию по “старым добрым советским временам”, когда бюджетных денег хватало на развитие детских программ в массовых масштабах: открывались дома культуры, дворцы пионеров, станции юннатов, техников, строились бассейны и стадионы. Те времена уж не вернуть, да и не нужно. Но хорошо бы использовать опыт, который оказался столь успешным и... бесповоротно утраченным, что заставляет говорить о потерянных традициях образования и воспитания подрастающего поколения
Евгения Анатольевна Черепенькина, заместитель директора станции юннатов, сожалеет о том, что фактически разрушена система внешкольного образования, которая существовала до перестройки и фактически служила профориентацией для будущих выпускников.
- Представляете, в те доперестроечные годы существовало 90 станций юных натуралистов, 105 - юных техников, более 70 - юных туристов! Какая масса детей была охвачена! А теперь их почти не осталось. Но мы не сдаемся! Стараемся привлечь как можно больше детей по городу.
В 1972 году было построено внешкольное учреждение для юных натуралистов по типовому проекту школ тех лет. В 70-е город стремительно разрастался. Центральная станция юннатов до новоселья в районе строящейся “Орбиты” находилась на улице Винодельческой, что за речкой Алматинкой близ Парка имени Горького. А на Винодельческой осталась Городская станция юннатов (в 1997 году она прекратила свое существование).
На Республиканскую станцию юннатов Евгения Анатольевна Черепенькина пришла в 1972 году с дипломом биолога Университета имени Кирова и приступила к обязанностям руководителя кружка цветоводства (теперь эта должность называется “педагог дополнительного образования”). Затем стала заведующей отделом цветоводства, методистом, заведующей методическим отделом. И уже много лет, с 1976 года, Евгения Анатольевна остается бессменным заместителем директора - по учебной, воспитательной, методической работе - в одном лице.
- Когда мы сюда приехали, здесь все было пусто. “Орбита” только начинала строиться, возникали первые дома.
- А за ними - поле с подсолнухами и кукурузой?
- Так и было. Та станция, которую можно видеть сегодня, - это результат наших трудов. Все делали своими руками. Это было время энтузиазма. Коллектив многочисленный. Все мы были примерно одного возраста. И работали с горением, самозабвенно. Детям, нашим юннатам, приходилось далеко добираться до станции, так как ходили всего один-два автобуса. Остановка, близ которой располагалась наша станция, называлась “Автостанция СМУ-15”, и это была самая последняя остановка в маршруте автобусов. Территория станции, заваленная строительным мусором, совсем не походила на нынешнюю. Но мы были молодыми, нам помогали дети. Энтузиазм бил ключом.
В 1977 году станцию переименовали в Республиканскую, и она стала координирующим центром всех станций Республики Казахстан. И всего по стране станций возникло в те годы 90 - городских, районных, областных.
- Сколько станций юннатов осталось в настоящее время?
- Это неизвестно. Их передали на городские бюджеты, где-то они объединились с другими внешкольными организациями. Во всяком случае, такой уже массовой и продуктивной работы нет, как это было раньше. Когда мы представляли нашу республику на всесоюзных смотрах, конкурсах, фестивалях, то всегда оказывались одними из лучших.
На станции все эти годы работали выпускники КазГУ, КазПИ. Были специалисты с сельхозобразованием, знающие землю, культуры... Но обязательный критерий для всех - умение работать с детьми.
- Как станция выживает по финансированию?
- Конечно, все сметы наши идут по минимуму, в которые заложены коммунальные расходы и зарплата сотрудникам. А вот чтобы приобрести из современного оборудования и быть на уровне, этого не можем себе позволить... Теперь станция и ей подобные учреждения называются организациями дополнительного образования. Чтобы дать что-то дополнительно к школьному образованию, надо быть на голову выше школы. Но фактически мы существуем по остаточному принципу. Кружки у нас бесплатные, поэтому никаких финансовых поступлений нет. Спонсоры появляются от случая к случаю.
Коллектив станции юннатов работает для детей города. В этом году был объявлен республиканский конкурс исследовательских работ “Экология и дети”, в котором приняли участие 109 школьников из 16 областей...
В апреле нынешнего года проведен ежегодный экологический месячник, посвященный на этот раз Международному году Земли. Принимали участие 40 школ из всех шести районов города.
- Видимо, ребята, победители конкурса и марафона, - будущие специалисты в области экологии?
- Возможно, кто-то из них и посвятит себя экологии. В любом случае, эти знания останутся с ними. Обратите внимание на темы их работ: “Исследование состава воздуха в жилых помещениях”, “Атмосфера города Алматы в зеркале школьного экологического мониторинга”, “Решение экологических задач путем расширения человеческого сознания” и так далее.
- Становятся ли потом специалистами-биологами ребята, которые занимались на станции? Есть ли такая зависимость?
- Несомненно, есть. Некоторые потом выбирают профессию, связанную с тем, чем они занимались у нас. Но дело в том, что не всегда ребенок может выбрать то, что ему нравится. Часто решение принимают родители, которые платят деньги и отправляют ребенка в какое-нибудь престижное заведение - изучать язык, танцы, компьютер. Мы считаем, что совсем не обязательно, чтобы в дальнейшем наш воспитанник посвящал жизнь биологии, экологии. Главное - чтобы он почувствовал, понял связь с природой, ощутил это, попробовал своими руками. Из самых первых натуралистов есть воспитанник, которым гордимся, - Евгений Васильевич Гвоздев, он стал крупным ученым, известным в Союзе, мэтром биологии. А вот уже из современных юннатов есть девушки, которые после учебы в вузах преподают в школах. Мальчики, даже если заканчивают биологический факультет университета, потом идут в иные сферы, как правило, в бизнес. Наши бывшие юннаты, повзрослев, обзаводятся семьями и приводят к нам на станцию своих детей. И теперь уже у нас занимается второе поколение тех юннатов, кто был с нами с самого начала. Все продолжается. Просто сейчас у детей стало больше возможностей для выбора.
- Сколько детей занимается на станции?
- В пяти отделах станции (экологии, по работе со старшеклассниками, растениеводства, цветоводства и фитодизайна, зоологии) работают кружки 27 наименований, объединяющих около 1,5 тысячи школьников разных возрастов. Дети наших сотрудников практически здесь вырастали.
Справка “НП”
В 1914-1915 годах в Верненской мужской гимназии преподаватель Пупырников и студент Дублицкий организовали небольшой кружок юных натуралистов. 10 юннатов ходили с ними на экскурсии, собирали коллекции насекомых, растения для гербария. Директор гимназии сначала с подозрением относился к деятельности кружка. Это было ново и не предусмотрено в программе преподавания естествознания. Царские чиновники в то время опасались кружков молодежи, боясь усиления антиправительственных настроений. Директор успокоился, когда увидел, что юные натуралисты заняты только полезным делом - сбором лекарственных растений, а они были нужны, поскольку второй год шла война с кайзеровской Германией. Некоторые юннаты того времени впоследствии всю свою жизнь посвятили делу изучения природы. Это доктор биологических наук Михаил Павлович Мальчевский и Сергей Александрович Харин.
В середине 20-х годов в десятой школе второй ступени имени Н. А. Некрасова в г. Алма-Ате Наталья Прокопьевна Желудкова организовала кружок юннатов, который проработал несколько лет.
В 1937 году при Алма-Атинском зоопарке был организован кружок юных натуралистов зоологом Максимом Дмитриевичем Зверевым (впоследствии известный писатель-натуралист), основателем Алматинского зоопарка. На следующий год кружок был реорганизован в станцию юных натуралистов при Алма-Атинском зоопарке.
|