|
Галя Галкина
Недавно в Алматы прошла Неделя немого кино Хичкока, которая открылась с показа фильма Pleasure Garden (“Сад наслаждений”) в сопровождении Государственного оркестра “Камерата Казахстана” под управлением британского дирижера Кристофера Остина. Оркестр исполнил музыку, написанную специально для этого фильма британским композитором Дэниэлем Патриком Коэном, он специально приехал в Алматы вместе с дирижером и другими участниками проекта. Он стал одним из главных героев Недели немого кино в Алматы, исключая, разумеется, сэра Альфреда Хичкока. Великий режиссер оставался в центре внимания, хоть и не смог быть с нами, по словам Саймона Уильямса, директора British Council в Казахстане. Неделя немого кино Хичкока прошла в рамках празднования 20-летия работы British Council в Казахстане и установления культурных отношений между Казахстаном и Великобританией
Двадцатишестилетний Даниэль Патрик Коэн одинаково страстно увлекается как музыкой, так и кино. Он пишет музыкальное сопровождение для различных короткометражных фильмов, сочинил хоровую пьесу, которую исполнили певцы из New London Singers в церкви Сент-Мартин-ин-зе-Филдс, а также камерное произведение по заказу ансамбля Esbjerg из Дании.
Даниэль рассказал на встрече с журналистами, что в настоящее время он завершает выпуск концептуального альбома “Пассажир” по мотивам одноименного фильма Микеланджело Антониони. На написание альбома его частично вдохновили слова кинорежиссера Дэвида Линча - впервые прослушав Oedpius Schmoedipus Барри Адамсона, режиссер сказал, что это похоже на то, как будто вы слышите фильмы Хичкока в своей голове.
|
Даниэль Патрик Коэн дебютировал в кино в том же возрасте, что и Хичкок - в 26 лет |
Сочиненное им 90-минутное музыкальное сопровождение к первому немому фильму Альфреда Хичкока “Сад наслаждений” в рамках проекта Британского института кино Rescue the Hitchcock 9 впервые было сыграно в концертном зале Wilton’s Music Hall в Лондоне, затем - в Национальном кинотеатре Southbank, на пляже в Копакабане, на кинофестивале в Рио-де-Жанейро в исполнении Orquestra Sinfonica Brasileira Jovem, в Бразилии во дворце искусств Palacio das Artes, городе Белу-Оризонти и на фестивале искусств в Борнмуте. А теперь и Алматы стал площадкой для исполнения произведения молодого британского музыканта.
- Очень рад оказаться в вашем городе. Я был поражен тем огромным уровнем теплоты людей, с которыми встречался здесь, в Казахстане.
- Почему оказалось, что именно Вы писали музыкальное сопровождение к фильмам Хичкока?
- Я с юности был влюблен в его фильмы. Обожаю Хичкока. Могу часами говорить обо всем, что связано с кино, с искусством. Когда я поступал в музыкальный колледж, то заявил приемной комиссии, что обожаю Хичкока. И как раз в это время Британский институт кино сделал запрос о том, что институту нужны молодые композиторы. Дирижер Крис Остин был привлечен в качестве эксперта в поиске таких композиторов. Потом я просмотрел все девять фильмов, и именно самый первый фильм - “Сад наслаждений” - понравился мне больше всего. Возникло желание написать музыкальный ряд к нему. И я надеялся, что эксперты выберут именно его, потому что тогда я был бы самым счастливым человеком. Так и случилось. У Британского института кино был такой подход в выборе композитора: они выбрали меня еще и потому, что я был в том же возрасте, что и Хичкок в тот момент, когда он ставил этот фильм. Это тоже счастливое для меня стечение обстоятельств. Фильм “Сад наслаждений” после реставрации не уступает позднему Хичкоку, является одним из лучших фильмов немого кино. В этом фильме Хичкок заложил основы своего мастерства, которое он в последующем демонстрировал в своем творчестве.
- Сложно ли Вам было как композитору работать с таким материалом - немым кино? В чем разница в написании музыки к современным фильмам?
- Это было сложно. Немой фильм - это 90 минут звучания музыки. А я хотел избежать того, чтобы музыка стала банальным звуковым заполнением ленты. Мы так и называем это “музыкальным заполнением”. Поэтому на всех этапах создания музыкального содержания я старался увязать свою музыку с Хичкоком, с его стилем, спецификой. Хотел, чтобы каждая минута фильма была наполнена смысловым содержанием. Конечно, есть существенная разница между немым и разговорным кино. Я посещал семинары Дэвида Оналда, который писал музыку к фильмам “Бондианы”. Он говорил, что когда в звуковом фильме звучат шумы, взрывы, стрельба, никто не будет слышать музыку, которую ты написал... Поэтому приходится подстраиваться под сюжет и переносить музыку в другие моменты фильма. А что касается немого кино, то здесь вы полностью контролируете ситуацию, фильм целиком находится в ваших руках, и вы не зависите от иных звуков.
- Чем отличается визуальный ряд, который предлагает Хичкок, какие требования фильмы этого режиссера предъявляют к музыкальному ряду?
- У меня персональное отношение к Хичкоку. Об этом режиссере часто говорят: “Мастер задержки”, подразумевая, что он оттягивает действие. Но я считаю, что Хичкок - мастер рассказа. Одна из актрис, занятых в его фильме, признавалась, что, когда Альфред Хичкок знакомил ее с ролью, он сам рассказывал сюжет фильма, и у актрисы возникло ощущение, что она уже посмотрела его. Хичкок был блестящим рассказчиком, и в кино он сохранял это качество, ему нет равных в жанре киноповествования... Альфред Хичкок в сюжете фильма умел выдержать паузу. Особенность написания музыки для немого кино и заключается в попадании в авторскую ритмику фильма. И чтобы отразить временную ритмику фильма, Хичкок поднимается до высот режиссерского мастерства. Когда сочиняешь музыку к таким кадрам, то нужны особый подход, математический расчет. Такой строгий компьютерный подход не дает поблажки.
- Как случилось, что Вы и Хичкок однажды “встретились”, чтобы стать творческим союзом?
- Когда мне было 17-18 лет, я не знал, что мне делать. Выбирал себе дорогу, и Хичкок сыграл большую роль в моей жизни. И когда я смотрел его фильмы, то именно музыка, звучащая в этих картинах, подтолкнула меня к тому, что я начал заниматься композиторской деятельностью. Я стал учиться этому и проделал вираж в своей карьере, чтобы вновь вернуться к Хичкоку. Моя встреча с Альфредом Хичкоком, его творчеством была неизбежной. |