|
Галя Галкина
Эту удивительную акцию можно было бы назвать Днем чайников - в прямом и переносном смысле. Выставка работ двух художников - Севы Демидова и Георгия Макарова - “ЧАЙловеческие ценности” состоялась в арт-центре “Алма-Ата”. Зрители переходили от одной картины с чайником к другой, обменивались впечатлениями, буквально закипали от позитивных эмоций и как-то незаметно превращались в людей-чайников.
Изображения чайников на полотнах, фигурки-чайники, выполненные из разных материалов, даже войлочные шапки-чайники - все эти предметы создавали поистине чайное настроение у посетителей необычной выставки. Был предложен и настоящий ароматный чай с сушками и сладостями. И разговоры за чашечкой чая о самой выставке и обо всем, что волновало зрителей и авторов, и создавали атмосферу вечных “ЧАЙловеческих ценностей”...
Моя коллега Альжан Кусаинова позвала на это безумное чаепитие с такими комментариями: “Неожиданный дуэт двух очень интересных художников - Севы Демидова и Георгия Макарова. Экстраверт и интроверт в одной упряжке, уже любопытно! Приходи на чашечку чая!”
Конечно же, я не могла не принять это заманчивое предложение. Особенно привлекала возможность поговорить с Человеком-праздником, Королем дураков, Общественным сперматозоидом, Человеком-чайником - любимым Севой Демидовым. Хотелось познакомиться с Георгием Макаровым, партнером Севы по выставке.
Сева Демидов:
- Мы с Георгием давно знакомы. Он смотрит на чайники под своим углом. Они у него как часть пейзажа в каких-то работах. Мне кажется, эта выставка интересна тем, что на один предмет можно смотреть под разными углами. Тем самым мы предлагаем зрителям свой третий взгляд.
- Выставка интерактивна - можно примерить шапочку, что-то потрогать. Чем это обогащает ваш художнический замысел?
Сева Демидов:
- Самый интерактивный момент на этой выставке - чайник, наполненный семенами декоративных тыкв. Каждый желающий может взять себе горсточку, я там специальную приписку сделал, чтобы люди не жадничали, брали так, чтобы всем хватило. Если у человека есть горсть земли, то он может положить в горшок семена и вырастить тыкву. И, я уверен, потом ему захочется сделать что-то из этой тыквы, в крайнем случае - черпак для бани. Это будет настоящее творчество. И каждый может почувствовать себя художником.
- Ваша главная задача - побудить зрителей к творчеству?
- Главной задачи никакой нет. Важно наладить процесс, а уж куда он польется, невозможно предсказать. Я допускаю любые варианты развития событий.
- С каким настроением вы делали эту экспозицию?
Сева Демидов:
- Всегда к любой выставке подхожу с хорошим настроением. Не хочется говорить банальности про позитив... Моя стихия - делиться. Хочу делиться с людьми! И хорошо, когда ситуация, обстоятельства жизни позволяют это осуществлять. Выставки - отличный инструмент для этого замысла. С большой радостью делюсь. К тому же я тут почкуюсь и размножаюсь. Вы же помните, что я - Социальный сперматозоид? Там на столике лежат семечки, которые можно брать для размножения...
Сева, разумеется, размножает творчество. Вот возьмете вы семечку и непременно захотите вырастить из нее тыкву. И с этого мгновения в вас начнет пульсировать творческая жилка.
Георгий Макаров:
- Разные были чувства перед выставкой. Но прежде всего присутствовали эмоции радости, потому что в момент создания работы никогда не думаешь над тем, что это готовится для выставки. Просто работаешь, творишь, делаешь графические листы, пишешь холсты... Потом, когда этот процесс завершен и начинается непосредственно подготовка к экспозиции, появляется куча сомнений - насколько это интересно, насколько удалось, достаточно ли хорошо ты сделал работы, стоит ли выставлять ту или другую работу? Словом, меня переполняли эмоции.
- Сева, Георгий, судя по вашей совместной экспозиции, чайник - совсем не банальный предмет?
Сева Демидов:
- Чайник - это на самом деле космос. Я уже больше десяти лет черпаю сведения про чайники. Бездонный сосуд. Прежде всего, в нем заключена совокупность мужского и женского начала. Основная емкость - лоно, женская составляющая, где происходит заваривание, зарождение новой жизни. Янская составляющая - носик, из которого изливается во внешний мир то, что способствует зарождению новой жизни. Женщина отвечает за внутреннее пространство дома, а мужчина осуществляет связь с космосом. Носик чайника и есть инструмент для достижения этих целей.
Георгий Макаров:
- Для меня чайник - не только предмет обихода, которым я пользуюсь в быту. Хотя, конечно, этот предмет - неотъемлемая часть моей жизни, потому что, когда я пишу какие-то работы, чай - основной напиток, в котором черпаю силы и вдохновение. Чайник - это сосуд, который мы наполняем жидкостью. Но человек подобен чайнику в том смысле, что он тоже наполняется определенным содержанием. Кроме того, чайники могут являться для меня частью пейзажа, архитектурными объектами. Чайник-здание, чайник-гора, дерево и так далее... Не в привычной для нас классической форме натюрморта, а выходящий за рамки мертвой натуры - натюрморт-портрет, натюрморт-пейзаж.
- Для алматинцев чай - особенный напиток, сакральный. Ни один гость не уйдет без чашки или пиалы хорошего чая, без дастархана... Кто в ваших семьях заваривает дома чай?
Сева Демидов:
- Чай лучше всего употреблять на завтрак. Вечером не стоит пить чай, потому что плохо будете спать. Завтраки всегда готовлю я, так уж повелось. Вообще, я ранняя пташка! Спать - это не мое, не люблю... Компьютер шелестит (показывает на голову), не дает крепко спать. Завтрак - это обеспечение жизнедеятельности, обращение к нижним чакрам. Художественные качества проявляются больше, когда употребляешь чай не в утилитарном смысле, а относишься к чаю как к средству поговорить, расслабиться, войти в определенное состояние.
Георгий Макаров:
- Чай завариваю я! Предпочитаю черный, терпкий... Такой чай кажется мне более богатым по своим вкусовым качествам. Люблю экспериментировать, добавлять корни, цитрусы, то есть вносить какие-то новые нотки... Но больше всего люблю классический чай. Завариваю каждое утро, в обед, даже вечером. Если меня нет, то домашние ждут, пока я приду и заварю чай.
- Мы сегодня узнали от вас о мужском и женском начале чайника... Можно сказать, что этот предмет - символ семьи. Расскажите о Вашей супруге, какая роль в семье у нее?
Сева Демидов:
- Моя жена - это моя половинка и противоположность, альтер-эго... У нее есть то, чего нет у меня. Мы дополняем друг друга. Она меня одергивает, когда надо, и когда не надо тоже. Я это принимаю как данность. Словом, жена - это мой оселок, точильный камень, о который я затачиваюсь.
- Как распределяются роли в вашей семье?
Георгий Макаров:
- Не могу сказать, что есть кто-то главный. У нас в семье равноправие. Каждый может быть и главой, и находиться в подчинении в зависимости от ситуации. Все гибко. Планированием отдыха и поездками занимается супруга. Она выбирает маршруты, бронирует билеты и так далее. Я иду на готовенькое... В других сферах приходится выполнять роль главы семейства - заниматься снабжением продуктами, обеспечением...
- Сева, расскажите о Вашем партнере по выставке Георгии Макарове?
- С Георгием мы давно знакомы. Мы очень уважительно друг к другу относимся. На эту выставку меня пригласил Георгий, у него была договоренность с галереей, ему тема чайников тоже интересна. Мы очень разные, это заметно по нашим работам. Георгий достаточно хорошо встроен в социум: преподает в школе, дети его очень любят. Георгий обладает особым складом ума, позволяющим ему доносить до аудитории, учеников свой предмет. Я, конечно, вулкан, взрывной, непредсказуемый. А Георгий другой. По-хорошему ему завидую, но не хочу быть на его месте. Остаюсь на своем месте.
- Расскажите о Вашем коллеге Севе Демидове.
Георгий Макаров:
- Всегда восхищался Севой и как человеком, и как художником. Сначала я познакомился с Севой-художником. Увидев работы Демидова на одной из его персональных выставок, я высоко оценил его мастерство. Работы были живые, интересные. В них много жизни, энергии, поэтому меня он зацепил. И я решил, что хотел бы именно с этим художником устроить совместную экспозицию. Но прошло 15 лет, прежде чем мы с ним сделали выставку. Потом я познакомился с ним как с человеком. И он не изменил моего впечатления, которое я составил по его работам. Сева - очень интересный, талантливый, добродушный, глубокий человек. Он, как емкий сосуд, который заполняется всем. В нем есть все - в меру иронии, серьезности, философии... И эта экспозиция показала, что мы смогли ужиться в одном пространстве. С ним было легко выставляться. Можно было бы просто разместить картины на стенах, они бы просто висели... Приглашая Севу, я знал, что он создаст праздник из этой экспозиции. Только при одном моем участии этого не произойдет - в силу моего характера, внутреннего мира. Сева вносит искру радости, из всего может сделать праздник! А на такой выставке хотелось бы именно праздника.
- Традиционный вопрос от журналиста-чайника: ваши планы на будущее?
Сева Демидов:
- Мечтаю в океане ноги омочить. Хочу путешествовать. Хотелось бы, чтобы обстоятельства так складывались вокруг меня, чтобы это осуществилось. Мне скучно зарабатывать деньги, чтобы реализовывать планы. Я иду другим путем: закидываю весточку о своем желании, пусть Вселенная сама разруливает эту ситуацию.
Георгий Макаров:
- Планируются выставки. Какие именно? Пока не знаю. Но есть предложения и варианты.
- Сева, когда Вы сказали о ногах и океане, родился еще один вопрос: как Вы оцениваете острые политические события, происходящие на Украине?
Сева Демидов:
- Волнуюсь и переживаю. Была идея прийти сегодня в украинской рубашке, которую осенью купил в Киеве - такая красивая расписная рубаха. Но подумал, что было бы слишком политично надеть ее сегодня.
- Близится апрель... Какая самая невероятная шутка, которую Вы с кем-то разыграли?
Сева Демидов:
- Для меня каждый день - 1 апреля. Я тотальный первоапрельский художник. В Бишкеке на 1 апреля проводится традиционная выставка, уже пятый раз буду в ней участвовать. Для выставки я придумал интерактивную гастрономическую инсталляцию. Мое произведение будет съедено, поглощено в процессе выставки. Пока не могу сказать, что именно это будет. Вернусь из Бишкека и расскажу.
Георгий Макаров:
- Могу отправить 1 апреля за проездным для столовой. Люди приносят. Бывает такое.
- Георгий в чем Вы черпаете вдохновение?
Георгий Макаров:
- Во всем: в фильмах, книгах... Очень нравится читать Павича, интересен для меня Умберто Эко... Люблю фильмы таких режиссеров, как Тарковский, Паоло Пазолини, Антониони, Питер Гринуэй и Йос Стеллинг.
- В целом получилось несколько ироническая выставка на тему чайника... Откуда ирония?
Георгий Макаров:
- Наверное, сказалось желание автора предложить зрителям найти свой чайник, поиграть с художниками в некую игру, которую они придумали. Наверное, здесь есть ирония, потому что художник выставляет привычные для зрителей предметы немного в другой форме. Она дает совершенно другое звучание и содержание. Иногда бывает, что ты как бы предвкушаешь момент столкновения зрителя и твоих работ, насколько это будет для них либо понятно, либо вызовет шоковое состояние. |