|
Галя Галкина
В одном из модных мест Алматы, в Art-Fashion-пространстве - Tres Forte (Elite Space) - на прошлой неделе состоялась встреча с Юрием Купером. Это человек-сенсация, мастер с мировым именем, один из самых востребованных художников современности. И один из самых высокооплачиваемых в мире... Хотя Юрий Купер это оспаривает: “Все относительно!”. Впервые художник представил алматинской публике свои картины - несколько работ: “Книга Иова”, “Букет сирени”, “Гладиолусы”, “Кармен”, “Водосточная труба”, “Стул”, две картины с обнаженной натурой и другие
Его работы хранятся в крупнейших музеях мира - от Третьяковки до Метрополитена, в престижных собраниях - от коллекции Министерства культуры Франции до библиотеки конгресса США. Юрий Купер - человек мира, он работает и живет то во Франции, то в Нью-Йорке, то в Лондоне. Сегодня остановился в Москве. Имеет замок в Нормандии, великолепную мастерскую в Нью-Йорке...
Всюду востребован. На его счету более 50 персональных выставок в самых престижных галереях мира. Его творчество невероятно разнообразно, многожанрово. Человек множества ипостасей. Кроме живописи, графики, сценографии занимается также керамикой, скульптурой, ювелирным дизайном, книжной графикой. В любом жанре его работы невероятны.
Изображения в его полотнах будто ускользают или наоборот - возникают в пространстве, двигаются, колышутся... Потрясают ювелирные работы - можно судить хотя бы по названиям - брошь “Спичка”, выполненная из желтого золота. Есть в этом ирония художника: из предмета, лишенного какой бы то ни было ценности - спички, - он делает драгоценность, стоимостью в несколько десятков тысяч евро. Колье “Травинка” из золота, платины, бриллиантов. Тот же эффект подмены - пучок мятой травы, стоимость которого составляет целое состояние ...
Объектами скульптурных работ становятся такие предметы, как мастерок, воронка, кисть и коробка... В этом сказывается любовь Купера к простым фактурным предметам, в которых много подробностей. Эти вещи можно долго созерцать.
Юрий Купер с начала 70-х годов занимается сценографией и костюмами к спектаклям - в Европе: в Париже, Марселе, Риме, и в США для театра “Лирик Опера” в Чикаго. Создавал декорации и костюмы для спектаклей в российских театрах: МХТ, “Современнике”, Большом театре, для постановок в Перми, Ростове-на-Дону.
Известность получил оперный спектакль “Борис Годунов” Мусоргского, поставленный кинорежиссером Александром Сокуровым в Большом театре, где Купер занимался сценографией. За эту работу он был номинирован на получение национальной театральной премии “Золотая маска”.
Выпускает книги, делает невероятные инсталляции. Известны его выставки скульптурных и живописно-объемных работ “Маленькие сценки в интерьере”.
Юрий Купер - автор книги “Московский натюрморт”, он сочинитель первой и единственной пьесы “Двенадцать картин из жизни художника”, в которой был также сценографом, художником по костюмам. Постановка пьесы осуществилась в МХТ имени А.П. Чехова. Оформляет потрясающие интерьеры во Франции и России.
Великолепны его архитектурные проекты, они значимы, признаны архитекторами, искусствоведами. Он создал интерьеры Воронежского государственного академического театра драмы имени А.В. Кольцова. Здание Воронежского театра восстановлено и реконструировано буквально из полуразвалин. Бывший министр культуры Авдеев, увидев обновленное здание, сказал, что в таком театре он еще никогда не был. Его поразили интерьеры, выполненные по проектам Юрия Купера, в них сохранена, воссоздана историческая и художественная ценность этого памятника архитектуры.
Второй удивительный архитектурный проект Купера - храм Новомучеников и Исповедников Российских на крови, который уже возводится на территории Сретенского монастыря. В свое время был объявлен открытый конкурс - 50 архитектурных компаний участвовали в этом тендере. Но именно архитектурное бюро Юрия Купера получило заказ на строительство храма. И в настоящее время уже запущено строительство уникального сооружения. Это не только храм в ансамбле монастыря, но и памятник репрессированным в разные годы церковным служителям. Храм будет завершен и освящен в 2017 году.
В настоящее время Юрий Купер работает над книгой для Большого театра - “Лебединое озеро”, в эксклюзивном альбоме будут опубликованы партитуры балета, а также литографии, эскизы работ Юрия Леонидовича. Можно предвидеть, что альбом будет уникальным.
Купер много работал в кино. Одна из недавних его работ - участие в качестве художника в фильме “Солнечный удар” по произведению Бунина. Фильм снимает Никита Михалков. Юрий Купер даже сыграл эпизодическую роль в этом фильме.
Летом в Париже состоялась потрясающая выставка керамики Юрия Леонидовича. Почти все работы - 16 скульптур - были проданы.
В Воронеже на сцене Воронежского государственного академического театра драмы в начале декабря прошел концерт, где Юрий Купер исполнял собственные песни. Те, кто знаком с песенным творчеством Купера, называют его российским Леонардо Коэном. Участвовал в концерте в Воронеже также музыкант Александр Маршал, некоторые песни они пели вместе. Там же, в театре, состоялась выставка работ Юрия Купера. Зрители с большой симпатией отнеслись к песенному творчеству художника, им также хотелось выразить благодарность за его работу в реставрации театра.
- Вы сумели стать на Западе известным человеком, состоятельным, даже богатым...
- Понятие богатства у людей довольно примитивное. Они не понимают, что такое быть богатым. С позиции человека, работающего на заводе и получающего мизерную зарплату, наверное, я - человек богатый. Но если мы говорим о богатых, таких, кого упоминают в журнале “Форбс”, то это другое богатство. Богат относительно чего? Один мой приятель, композитор, с восторгом провозгласил: “Я стал миллионером!”. У него в банке лежит миллион. Для него это огромные деньги. Но люди, живущие на иные доходы, понимают, что это очень мало, чтобы жить свободно, спокойно. Если картина одного художника стоит, к примеру, 20 миллионов долларов, а другого - несколько тысяч долларов, то это разные деньги.
- У Вас есть собственный агент?
- Нет такой практики, чтобы галерея заключала с художником контракт на годы, поэтому все находятся в свободном парении. Но я работаю с теми же галереями, с которыми работал. И не получаю ежемесячно деньги. Зарабатываю по мере того, как галеристы что-то продают или у меня покупают. В Москве есть галерея, которая устраивает мои выставки, но я могу сделать выставку и в другой галерее, если захочу. У меня нет собственного агента, но надеюсь, что будет.
- Какова технология оценки картин?
- На любом аукционе существует определенная система: двое договариваются о том, что будут поднимать стоимость картины до 500 тысяч долларов. Наступает момент, когда картину надо забирать, а за ней никто не приходит. Но в тот же день в интернете появляется сообщение, что картина такого-то художника продана за 500 тысяч долларов. Для чего так поступили эти двое? Они собираются делать выставку этого художника, показывают результаты продаж, а в это время работники аукциона “Сотби” пытаются дозвониться, чтобы забрали картину. В результате владелец все же приходит в аукционный дом, но платит за эту картину совсем иную, не столь значительную, как было указано ранее, сумму. Говорят, эту схему придумали русские.
- Сегодня художники уходят из плоскости холста, работают в жанре перформанса. Как Вы к этому относитесь?
- К перформансу отношусь нормально. Если бы я был их возраста и мне нужно было бы начинать только сейчас, для того, чтобы выехать из Кукуево, мне тоже пришлось бы что-то такое сделать. Сегодня никто не пойдет на выставку, чтобы смотреть, какая у тебя шикарная живопись. Времени на это нет. Сейчас в основном надо как-то заявить о себе, как это сделали девушки Pussy Riot. Без их акции вообще никто о них и не узнал бы. А так произошел факт узнавания.
- Они же еще и политические заявления делают.
- А без этого им и есть не дадут... В настоящее время процветает кураторское искусство, художников создают кураторы. Именно они и говорят, что делать и как. Но какие они художники? Это никому неведомые “пупкины” - кто был никем, тот станет всем. Учиться живописи, пройти этот путь, закончить учебное заведение... Зачем это? Когда можно получить все быстро. Любой хэппенинг имеет перечень условий, при которых это считается концептуальным искусством или нет. Самое первое правило - должна быть доля риска. Один американец снял дом рядом с аэродромом, и когда самолеты шли на посадку, он стрелял по ним. Была опасность, что он может попасть в бензобак. Признанная акция. Сегодня подобное уже трудно будет принять за концептуальное искусство, так как это уже прошлогодний снег. Должна обязательно наличествовать идеология. В настоящее время популярна религиозная тематика, как мы видим. Потому что это задевает чувства верующих. Потом найдут что-то еще. Но имеем ли мы право судить?
- На заре независимости к нам в страну приезжал известный галерист Марат Гельман. Он выступал перед нашими галеристами на соросовском семинаре, обучал современным в ту пору навыкам содержания галереи. И в завершении мероприятия Гельман, задумавшись на минуту, вдруг сказал: “Галереи - это интересно, картины - интересно... Но самое интересное - это деньги”. Как Вы относитесь к этой вещи - деньгам?
- Зависит от контекста. Это своего рода бравада. Слышали такую байку: “Я же музыкант, поэтому меня интересуют только деньги!”. Когда моему хорошему приятелю, режиссеру Роберту Олтмену, делали комплимент (крупнейший американский кинорежиссер и сценарист, единственный в США обладатель главных наград фестивалей “большой тройки” - “Золотой пальмовой ветви”, “Золотого льва” и “Золотого медведя”. -
Г.Г.) - его, к сожалению, уже нет в живых - ему говорили: “Вы - гений! Мне нравится ваше творчество!”, он отвечал: Show me the money! (“Покажи мне деньги!”). Одно дело, что рассыпаешься в комплиментах, но если тебе нравится, то купи, спродюсируй! Это своего рода бравада, цинизм, но это и правда, на самом деле. Он брал на себя смелость: после того, как два часа распинался о чистом искусстве, мог позволить себе сказать, что главное - это деньги.
- Доводилось ли Вам преподавать, имеются ли у Вас ученики? Какое наставление им считаете наиболее важным?
- Были художники, на которых я оказал влияние, которым помогал, что-то рассказывал. Но не все из них признают меня учителем. Быть педагогом - это не просто учить рисовать, надо учить мышлению, как в эпоху Возрождения, когда ученики жили в доме у мастера, слушали, как он за чашкой чая что-то рассказывает, смотрели, как он моет кисти. Они просто жили рядом. Потом он поручал им написать фрагмент в картине, они начинали работать...
- Кто из современных художников интересен Вам сегодня?
- Таких живописцев немного, они и не новые... Самые крупные на сегодня живописцы - это Рихтер и Кифер. Просто здесь их никто не знает, даже художники.
У Юрия Купера столько ипостасей, во всех он органичен. Что именно доставляет ему наибольшее удовольствие? Как выяснилось - вокал! Он причисляет также к излюбленным занятиям дизайн интерьера или ювелирных изделий: “Нравится все, что не связано с живописью. Я столько времени этим занимался, что живопись для меня - это рутина”. |