|
Вот уже прошло почти сорок дней, как трагически в автокатастрофе погибли наш брат и друг Кыраубаев Асылбек ага, его супруга Макашева Гулзинат женгей и ее сестра - Макашева Гулшарафат. Разум не хочет воспринимать эту горькую истину, скорбит и болит душа. И только вера в существование вечной жизни, вера во Всевышнего Аллаха помогают нам перенести потерю близких людей. Время, говорят, лечит. Время дает и настоящую оценку человеку, его жизни и его делам
Кыраубаев Асылбек Муталипович родился 21 июня 1952 года в совхозе имени 1 Мая Сырдарьинского района Кызылординской области в простой сельской семье. Асылбек ага очень хорошо учился в школе, пользовался большим авторитетом у одноклассников.
В 1968 году после успешного окончания средней школы Асылбек ага поступил на филологический факультет Кызылординского государственного педагогического института. После завершения института в 1972 году он начал свою трудовую деятельность в селе имени Мустафы Шокая учителем средней школы имени С. Орджоникидзе. В 1995 году он успешно заканчивает юридический факультет КазГУ имени С.М. Кирова.
С 1976 года он последовательно работал помощником заместителя председателя областного исполнительного комитета Кызылординской области, заместителем начальника областного управления социальной защиты населения, ответственным работником Генеральной прокуратуры РК, ответственным работником в Администрации президента РК, референтом, советником и заведующим сектором в канцелярии премьер-министра РК. За 20-летний период своей трудовой деятельности на ответственных должностях государственной службы Асылбек ага прошел путь от рядового учителя до заведующего сектором канцелярии премьер-министра РК.
С 2002 года и до последних дней своей жизни он работал заведующим отделом в АО “НК “Қазақстан Темiр Жолы”.
Где бы ни работал Асылбек ага, он поражал всех своей неуемной энергией, жизнерадостностью и огромной работоспособностью, широким кругом интересов и любознательностью, азартом и увлеченностью, аналитической способностью, знанием жизни и окружающих его людей. При этом к себе и своему уровню образования он относился с большой долей самоиронии. Смеясь, подчеркивал, что он аульный казах. Его азартная и страстная натура борца не находила полного удовлетворения в государственной и разносторонней общественной работе. Он увлекался прозой и поэзией, им написаны десятки рассказов и песен: “Заман жазасы”, “Тiрiлер парызы”, “Айырбас”, “Мен ћазаћпын”, “Ћайдасыѓдар армандар”, “Туѕан жер”. Также он любил играть на домбре, в шахматы, увлекался охотой, рыбалкой и игровыми видами спорта. Считал, что все это помогает лучше узнать людей и понять их.
Асылбек ага умел дружить и бережно относился как к школьным, студенческим друзьям, так и к друзьям, приобретенным в последующие годы. Настоящая мужская дружба связывала его с одноклассниками, однокурсниками и коллегами по работе, такими как Нурлан Оразалин, Алдан Смайыл, Нурлан Ћалћа, Жанат Ибраев, Жолтай Алмашов, Омар Жусанбаев, Кенесбек Демешов, Серик Аяшев, Болат Искаков, Мырзахмет Ауанов, Уалихан Бишимбаев, Жандарбек Айтпаев, Бердибек Мейирбеков, Сейтхан Байдалиев, Науан Сарин, Ескендир Ертай, Ришат Сагимбаев, Дабыл Каукеш, Барысхан Жанадилов, ушедший из жизни Докенбай Досжанов.
К семье и традиционным семейным устоям относился трепетно и уважительно. Старший сын Жошыхан когда-то говорил, что в этом вопросе отец - настоящий архаичный казах. Любящий отец и заботливый дедушка, он буквально менялся на глазах, оттаивал в кругу детей: Жошыхана, Марал, Дархана, Еркена, Рысты, Меруерт, а также внуков: Арайлым, Акерке, Мухамедияра, Нурданы, Айгерима, Нуртугана, Жании, Ерасыла, Дидарлым, видя в их своенравных чертах ростки своего характера.
Любил старшую сестру Кыраубаеву Алмагул апай, ушедшую из жизни в 2001 году. Асылбек ага после ее жизни приложил все усилия в собирании и издании ее трудов для будущего поколения. Очень любил и уважительно говорил во время разговоров о своем младшем брате Кыраубаеве Жакыпбеке. Также с любовью относился и к детям сестры и брата. Всегда желал, чтобы все дети - его, сестры и брата - жили сплоченно, в любви, дружбе и согласии.
Его супруга Гулзинат женгей проработала около 25 лет учительницей казахского языка и литературы в средних школах: в совхозе имени 1 Мая Сырдарьинского района и в городе Кызылорде, около пяти лет преподавала в Архитектурно-строительной академии в городе Алматы. Последние десять лет проработала на разных должностях в канцелярии АО “Медицинский университет Астана”.
Гулзинат женгей по характеру была доброй, спокойной и терпимой. Была замечательной женой, любящей матерью, великолепной бабушкой и прекрасной хозяйкой. Дома у нее всегда царили порядок, чистота и уют. Ее отличали удивительное гостеприимство и доброжелательность к гостям. Кто бы и когда бы ни приходил в гости к Кыраубаевым, у Гулзинат женгей всегда был накрыт богатый дастархан и в казане варились мясо и казы-карта, и гости попадали в особую атмосферу духовности, чуткости и внимания хозяйки дома. Гулзинат женгей могла найти для каждого родственника, друга и знакомого семьи Кыраубаевых свой подход и именно для него предназначенные слова поддержки и внимания.
Для меня период общения с Асылбек ага, а это последние 10 лет, является самым дорогим. У нас выработалась традиция совместных ужинов на семейных торжествах: дни рождения, празднование свадеб, праздники ораза-айт, курбан-айт и другие мероприятия с обязательным обсуждением не только родственных вопросов, но и политических, порой просто жизненных, общечеловеческих. Эти годы стали для меня уроком жизни, в котором учителем и другом-наставником был строгий и требовательный товарищ, отличающийся мудростью и благожелательностью. Вообще терпимость, мудрость и доброжелательность были характерными чертами Асылбека ага, его особенностью в общении с людьми. Так сложились обстоятельства, что наши отношения не ограничивались только семейными часами. Он периодически посещал курсы повышения мусульманской квалификации, принимал участие в духовно-патриотических вечерах, проводимых нашим университетом “Руханият” и Ассоциацией “Хаджи”. Особенно мне запомнилась одна из встреч совместно с покойным Акселеу ага, Максудом Нуримановым, Жакеном Калиевичем, Буркитом Аяганом в мусульманском духовно-оздоровительном центре “Руханият”, когда Асылбек ага вел дискуссию о будущем казахского языка, будущем казахской нации и казахского народа. Асылбек ага был настоящим патриотом своей страны, своего народа, активным защитником казахской культуры и казахского языка. Он искренне верил во Всевышнего Аллаха, в существование вечной жизни и своей жизнью показывал пример образцового мусульманина.
Вера в существование вечной жизни накладывает на человека печать благородства и достоинства. Она позволяет ему стать существом, наделенным мудростью и стремлением к возвышению. Именно вера в вечную жизнь расширяет внутренние способности человека, вызывает в нем глубокие преобразования, поскольку он осознает, что его будущее полностью зависит от его поведения и поступков в земной жизни. Таким образом, его поведение основывается на праведности, милосердии, чистоте и искренности, отсутствии лицемерия.
Именно таким человеком с большой буквы был наш дорогой брат и друг Асылбек ага, память о котором надолго сохранится в наших сердцах!
Воспоминания греют душу, но чаще ранят сердце. Но пока человека помнят, он живет в нас, он рядом с нами!
Мурат Мынбаев,
профессор - ректор мусульманского университета “Руханият” |