Ирина Серкебаева, город Алва, штат Флорида, США:
- Моя новая книга о Жамал Омаровой... Вот интересные кусочки: “Жамал Омарова в составе бригады казахстанских артистов выехала на Дальний Восток, где шла война с Японией. Когда они добрались туда через две недели, то встретили там всех. В буквальном смысле этого слова. Одни только джазовые коллективы чего стоили: Утесова, Черновицкого и Эдди Рознера - золотой трубы Советского Союза”.
“Об окончании войны Жамал узнала в Ташкенте. Днем они выступили перед работниками спиртового завода, и гонорар им дали не деньгами, а канистрочками со спиртом. А ночью кто-то стал тарабанить ей в дверь кулаками. Она подскочила: “Кто там? Что такое?”. А ей в ответ: “Жамал, Жамал, это я, Эдди Рознер, открой!”. Она открыла, а он стоит счастливый и кричит: “Победа! Победа!”. Он умудрился поймать волну немецкого радио, и там по-немецки было объявлено, что Германия капитулировала. Он знал идиш и понимал немецкий. И уже вскоре они услышали советское радио. Жамал Омарова, которая в жизни спиртного ни капли не пила, вспоминала: “Спирт нашим пригодился. Вся эта маленькая гостиница праздновала и отмечала Победу три дня всем составом вместе с сотрудниками”.
Вот нашла информацию о поездке казахстанских бригад артистов на фронт. И все правильно, кроме одного: где Жамал Омарова? Почему-то нет упоминания о ней. Но у нас-то все ходы записаны: 45 дней провела она на фронте, и там было все - и попадание снаряда в помост, на котором выступали артисты; грузовик шел по полю под бомбежкой; больная с высокой температурой Куляш Байсеитова, от которой Жамал всю ночь отгоняла крыс; котелок с кашей в руках у Жамал, который пробила шальная пуля... Там была встреча с Панфиловым. Там началась дружба с Момышулы. |