Юрий Ханинга-Бекназар, заслуженный деятель РК, профессор кафедры “Актерское мастерство и режиссура” Казахского национального университета искусств (Астана):
- О греховности нашего труда... Мольера похоронили за оградой, в неосвященной земле, хотя он был королевским актером, его обожал Людовик XIV. Его похоронили вместе с собаками, самоубийцами и некрещеными младенцами. И он пролежал там 150 лет, пока землю не освятили и не перенесли ограду дальше. Почему? Актер, комедиант... Греховный труд. Я разговаривал со священниками. У игумена Агафангела (в миру - Сергей Болдин) просил благословения спектакля. Агафангел сказал: “Труд хорошего актера сродни труду священника. Результат вашей деятельности и нашей одинаков - очищение!” После посещения церкви или мечети, либо после хорошего спектакля человек выходит, получив очищение души. А мне иногда кажется, что фигура актера подчас стоит ближе к Богу, чем фигура священника... Я думаю, что быть плохим актером, кривляться на сцене, “не ведая стыда души и тела”, как говорил Станиславский, - это смертный грех. А то, что делают на сцене талантливые актеры - сродни молитве! Даже я, режиссер, после того, как поставлю спектакль, выхожу после его премьеры с легким сердцем. Труд актеров сравним с трудом священника или муллы. Актеры и режиссеры должны верить в Бога! И с этой верой выходить на сцену. Я молюсь перед тем, как поставить спектакль, молюсь перед премьерой. И актеры, наверное, молятся перед выходом на сцену... |