|
Галя Галкина
Он убежден, что стать богатым в Казахстане проще, чем, к примеру, в США. Тимур Сабитов - президент Казахстанской Федерации маркетинга, рекламы и PR, член Гильдии маркетологов России, сертифицированный тренер Нидерландского института маркетинга - считает, что в нашей стране больше возможностей добиться успеха!
- Когда Казахстан вступил в Таможенный союз, в нашей стране появилось много российских и белорусских компаний, которые постепенно отвоевывают доли рынка у наших отечественных компаний...
- В скором времени мы вступаем в ВТО, значит, появятся и другие игроки, которые будут создавать нашему бизнесу большие проблемы. Казахстанский бизнес подчас теряет позиции, в частности, из-за того, что в компаниях нет правильной системы маркетинга. Наши бизнесмены пока не умеют работать правильно на уровне мировых стандартов. Поэтому россияне уже вытесняют наши компании с рынка. Приведу один пример. Себестоимость молока в тетрапакетах у некоторых казахстанских производителей около 130 тенге. Добавьте сюда затраты на логистику, наценки дистрибьютора и магазинов, и вы получите цену на полке более 200 тенге. А цена белорусского молока, уже стоящего на прилавке в некоторых наших городах, всего 136 тенге. Это какая же у них себестоимость получается? Вступив в Таможенный союз, мы отдаем свои рынки россиянам и белорусам... Похожая ситуация происходит на рынке алкоголя, шоколадных конфет и так далее. Представьте, что будет, когда мы вступим в ВТО? Конечно, потребителям в этом плане замечательно - цены будут снижаться, качество товара - расти, выбор станет шире, чем сейчас, ну а для нашего бизнеса это не очень хорошо - появятся сильные конкуренты, забирающие рынок наших компаний.
Поэтому целью Казахстанской Федерации маркетинга, рекламы и PR как раз и является оказание помощи нашим компаниям расти в этих непростых условиях.
- Чем именно занимается Казахстанская Федерация маркетинга, рекламы и PR, президентом которой Вы являетесь?
- Миссия федерации заключается в предоставлении новейших практичных инструментов компаниям и специалистам по маркетингу, рекламе и PR для повышения эффективности их деятельности. Также федерация организовывает проведение корпоративных тренингов, ярмарок и выставок. В ноябре прошлого года мы запустили первую в Казахстане Международную школу маркетинга, уже две группы из 30 человек закончили обучение, сдали экзамены и защитили маркетинговые планы на примере своих компаний. В итоге они получили дипломы Нидерландского института маркетинга (NIMA) и Европейской конфедерации маркетинга (EMC), которые высоко котируются в Европе.
- Какую бизнес-литературу Вы бы посоветовали прочесть начинающим бизнесменам, а также студентам бизнес-вузов?
- Бизнес-литературу нужно читать обязательно, а именно - произведения известных людей, которые добились многого в бизнесе! Оттуда можно взять много полезных советов. Я рекомендую следующие книги: Эл Райс и Джек Траут “Позиционирование. Битва за узнаваемость”, Ричард Брэнсон “К черту все! Берись и делай!”, Джек Траут “Победитель”, Ли Якока “Карьера менеджера”. А маркетологам я советую обязательно прочитать Серхио Займан “Конец маркетинга, и каким мы его знаем”, а также Эл Райс и Джек Траут “Маркетинговые войны”.
- Тимур Шамильевич, какие профессиональные цели Вы ставите перед собой?
- Важная цель - помочь казахстанскому маркетингу встать на ноги, потому что на данный момент он находится в удручающем состоянии, да и профессиональных маркетологов в Казахстане почти нет. С одной стороны, большинство руководителей местных компаний не до конца понимают, что требуется от отдела маркетинга. Поэтому зачастую случается, что наши маркетологи занимаются не своими прямыми обязанностями, которые должны быть направлены на увеличение прибыли компании. В Казахстане работа специалистов по маркетингу зачастую ограничивается анализом конкурентов, печатью рекламных буклетов, размещением рекламы в СМИ, изготовлением сувенирной продукции, отправкой поздравлений и открыток партнерам, участием в выставках. В лучшем случае наши маркетологи решают тактические задачи и стараются просто израсходовать маркетинговый бюджет. А на самом деле они должны отвечать за стратегическое развитие компании на 7-10 лет, прогнозирование спроса на товар и соответственно за разработку и внедрение будущего ассортимента. Ведь маркетинг является стратегической бизнес-единицей любой компании.
С другой стороны - маркетологи сами не могут продемонстрировать руководству, что они умеют, в чем финансовая эффективность их работы, потому что их этому никто профессионально не учил. Нужно показать маркетологам и руководителям, что такое маркетинг и какую роль он играет в ведении бизнеса.
- Иные из бизнесменов с предубеждением относятся к отечественному рынку и решают для себя дилемму: ехать за границу или развивать бизнес здесь? Что Вы им посоветуете? Как с помощью бизнеса помочь Казахстану?
- Казахстан - страна, которая будет продолжать расти, развиваться, а на растущих рынках всегда больше возможностей для бизнеса, чем на развитых, уже сформированных. Надо только правильно определить, чем лучше заниматься и в какой сфере двигаться. Стать богатым в Казахстане проще, чем в той же Америке. Здесь больше возможностей добиться успеха! А помочь Казахстану можно будет, направив заработанные деньги на благотворительные дела, например, создать общежитие для бедных или просто пожертвовать деньги в детский дом, хотя это, скорее - проявление патриотизма.
- Стоит ли бояться кризиса? И когда, по Вашему мнению, он наступит в Казахстане?
- Первый кризис был зафиксирован почти 200 лет назад. С того момента кризис повторяется в среднем каждые 9-11 лет, как и описывал Карл Маркс в своем “Капитале”. Прошлый кризис начался в 2007-2008 годах, так что считайте сами...
Во время кризиса многие компании начинают разоряться, но при этом покупатели-то все равно остаются, просто их становится меньше. Предположим, что в Алматы до кризиса покупали 10 “Бентли” в месяц, тогда во время кризиса купят 5, 4 или 3 автомобиля. Все равно у людей будут деньги для покупки одежды, вещей, машин, просто таких людей станет меньше. Поэтому вопрос заключается в том, как в кризис увеличить свои продажи. В этот момент надо знать, что именно делать во время кризиса и какие планы реализовывать. Для этого у компании должен быть антикризисный план. Этот план касается не только маркетинга, но и финансов, и менеджмента, и управления персоналом. На Западе менеджеры даже ждут кризиса, так как он позволяет избавиться им от ненужных людей. Кстати, значение китайского иероглифа, который обозначает “кризис”, имеет и другое значение - “возможность”. Так что кризиса бояться не надо, нужно к нему готовиться. Один миллионер сказал: “В кризис, когда все плачут и утирают слезы, кто-то зарабатывает на продаже носовых платков”. Надо найти свой носовой платок, которым вы будете утешать других и тем самым зарабатывать деньги.
- Каким Вы видите Казахстан через 10 лет?
- Казахстан будет богатой державой! Будет много игроков на рынке, у населения появится доход, который будет позволять покупать много товаров по более высоким ценам. Уровень экономики Казахстана достигнет уровня средней европейской страны. И это будет хорошее достижение!
Справка “НП”
Тимур Шамильевич Сабитов - президент Казахстанской Федерации маркетинга, рекламы и PR, член Гильдии маркетологов России, сертифицированный тренер Нидерландского института маркетинга, академик Академии маркетинга, генеральный директор ТОО “Комплексный маркетинг”.
Алматинец, закончил в 1996 году КазГУ по специальности “Международные экономические отношения”. Трудовую деятельность начал в 1993 году в системе Национального банка Республики Казахстан. В 1997 году был назначен начальником отдела маркетинга и производства Банкнотной фабрики Национального банка. С 2001 по 2004 год работал в банке “Туран Алем” и Народном банке Казахстана руководителем служб маркетинга. С 2004 по 2007 год - директор департамента маркетинга “АТФ Банка”. С 2007 года учился в Москве, где занимался консалтингом. С 2009 по 2011 год работал советником председателя правления Национального управляющего холдинга “Казагро” (Астана). |