|
В детстве она договорилась с бабушкой, что вместо скучного дневного сна будет “тихонечко сидеть и рисовать”. Именно тогда девочка впервые испытала огромную радость от творчества! Теперь ее картины украшают многие частные коллекции, выставляются в отечественных и зарубежных галереях. Женщина в душе осталась девочкой, она бодрствует днем, рисуя взрослые сюжеты, а ночью погружается в дивные видения, свои сны потом воплощает в картинах, прикладных изделиях
В юности не было колебаний в выборе профессии. Наталья Литвинова поступила в Чимкентское художественное училище, потом в Алма-Атинский государственный театрально-художественный институт. У нее две специальности - “художник декоративно-прикладного искусства” и “художник-оформитель”.
Не так давно она посетила свое любимое Чимкентское художественное училище...
- Практически все здание обновили по современной моде... А наш кабинет оказался еще не тронутым. Стены синие, родные... Мольберты в краске и в сотнях дырочек от кнопок! Сколько всего интересного, смешного, наивного, неприличного нарисовано на них... Все так же, как и раньше... За четыре года учебы я не пропустила ни одного часа! Наш преподаватель живописи, руководитель группы, почти мамой для нас стала - Марья Петровна Оборина! Она нам не только руку ставила, но и мозги вправляла.
|
Хорошо жить в собственноручно расписанном доме |
Наталья Литвинова привносит в жизнь гармонию - во всех занятиях остается художницей: любит вязать, занимается реставрацией, расписывает разделочные деревянные доски, дарит их подругам, родственницам. Как правило, они их не используют по назначению. Хранят как произведение искусства.
- С деревом вообще очень приятно иметь дело. Тем более в последнее время появились удивительные лаки, без запаха, почти полезные для здоровья. И это очень вдохновляет!
Супруг Натальи - известный художник Андрей Нода. Поэтому случается застать всю семью за творчеством. В семейной мастерской стоят три мольберта. Случается, что за ними работают сразу папа, мама и сын Вася, которому скоро исполнится 10 лет. Но происходит это, по словам Натальи, не часто.
- Что дали тебе занятия археологией, поездки на раскопки?
- Самое ценное в таких экспедициях - это общение с очень интересными людьми, непохожими и абсолютно разными по возрасту, но объединенными одним большим делом. Для меня экспедиция - целая планета. А руководитель этих мероприятий Эмма Усманова - очень красивый, необычный, одержимый, сильный и очень нежный человек. А как она хороша в платье андроновской женщины! Кстати, об андроновцах, вернее, об их горшках. Вот они-то на меня и произвели неизгладимое впечатление, точнее орнаменты, которым они богато “украшены”. А самый трогательный артефакт в Лисаковском музее - горшочек, сделанный маленькими детскими ручками. Это та ценность, которая стирает между нами расстояние в три с половиной тысячи лет. Вот они, совсем рядом, вчера... И знаки на керамике до боли знакомые, родные... Именно после поездок и появились знаки-узоры на моих вполне современных картинах. Вместо глины - холст, вместо палочки - кисть (даже иногда синтетическая). И все вполне логично и закономерно, обычная связь времен.
Больше всего меня восхищает фотография, особенно черно-белая. Вот одна из моих любимых: на берегу реки (скорее всего, Сены), сбросив обувь и вытянув ноги, сидит девушка... На коленях у нее - сначала кажется, что ноутбук, но нет - печатная машинка. 1946 год. Робер Дуано, замечательный, очень тонкий, остроумный, легендарный французский фотограф! Люблю современную японскую фотографию за элегантность и минимализм. Вот где цвет оправдан! Люблю старые семейные фотографии, документальные, репортажные... Все жанры хороши, если сделаны талантливой незаурядной личностью.
- Чьи работы тебя вдохновляют?
- Если говорить о конкретных фамилиях - Иван Генералич. Вдохновляет примитивное, наивное искусство. Работы детей, стариков-любителей, древние петроглифы... Кстати, от нашего дома до ближайших таких иероглифов на камнях - 30 минут ходьбы. Воодушевляет и особо мною любимая русская домовая роспись. Львы с человечьими лицами, роскошные букеты-деревья, единороги. Сердце зашкаливает от радости и печали, потому что это родное и близкое, очень понятное... И когда я, решив поддержать народные традиции, полезла и стала расписывать стены собственного дома, то особенно отчетливо уловила, как мои мысли приходят в порядок, усталость и нервозность от затянувшегося ремонта отступают, проблемы становятся невесомыми... И мне так стали понятны и близки мотивы моих вчерашних предков... Все делалось ими не столько для красоты, сколько для счастья!
Для Натальи Литвиновой стены ее мастерской раздвигаются. Вот уже и собственный дом частично расписала. И окончание ремонта она совместила с собственным юбилеем, началом зимнего сезона, окончанием полевых работ... Ремонт в исполнении семьи художников становится арт-акцией. Полевые работы - арт-ландшафтом, день рождения - ярким художническим флешмобом. Скучный сон - ночными грезами. И мечты всегда воплощаются в реальность - сначала на полотне или в иных жанрах, а потом и в жизни. С днем рождения, Наташа!
Лариса Нода, Галина Галкина |