|
Галина Галкина
Внешность Галима Долмогомбетова необычна: крепкий азиат с лепным скуластым лицом, тщательно выбритая голова, но “прическу” венчает крошечный хвостик - сзади у самой шеи (такую косичку когда-то было принято “носить” в Южном Казахстане). Москва, привыкшая ко всякого рода экзотике, все же наделяет его вниманием. Галим популярен в артистической среде. Он получает приглашения сниматься в фильмах - пока в эпизодах. Его просят “вместе сфотографироваться”, столь колоритна его внешность.
Галим Долмогомбетов - известный в Москве скульптор, академик, член Союза художников России. В российской столице его “азиатскость” несомненна. В Казахстане этого азиата не считают казахом. Когда он бывает в городах нашей страны, ловит на себе удивленные взгляды прохожих и слышит их комментарии по поводу своей внешности: “Баска карашы!” - “Посмотри на голову!”. Изумляет маленькая косичка на монументальной голове... Галим, хорошо знающий казахский, парирует: “Бас калай?” - “Ну как голова?”
Он чувствует себя казахом. В отрыве от исторической Родины укрепляет связи с ней. Культивирует в своем творчестве все казахское.
Кроме казахского и русского языков знает немецкий. Играет на гитаре, баяне, домбре. Когда-то отец, любящий играть на гармони, купил ему скрипку. Но мальчуган из смычка сделал шпагу. Тут же сломал, сражаясь с братом Аязбаем... Отец осерчал, но потом купил сыну гармошку. Увидев успехи Галима в игре, подарил ему баян.
Жиембай Долмогомбетов, отец Галима, был талантливым человеком. Самоучка-гармонист, он прекрасно пел. Галим видел, как отец лепил из глины фигурки, вырезал из дерева игрушки детям - самолеты с пропеллерами, корабли...
Мама, Звайда Саппаровна, живет в Волгоградской области. Она до сих пор играет на домбре, прекрасно поет. Долгие годы выписывала журнал “Казахские женщины”, читала его. Когда сын служил во флоте, писала ему письма на казахском языке.
Бабушка Галима родилась в Китае, потом семья переехала в Кзыл-Орду, кочевали, пока не оказались в Западном Казахстане.
Родители Галима Долмогомбетова родом из Уральской области. Семья переехала потом в Волгоградскую область, там и родился Галим. До шести лет говорил только по-казахски.
Окончил школу. Не сумел с первой попытки поступить в Саратовское художественное училище. С мечтой стать художником работал на железной дороге. Рабочие смотрели на подростка и говорили ему: “Никуда ты не уедешь, так и останешься здесь, на железной дороге”. Но парнишка смеялся в ответ: “Обязательно поеду! И поступлю!”
Галим отслужил на Тихоокеанском флоте. И поступил в Пензенское художественное училище.
Прилетел из Владивостока в Пензу и, как был, в морской форме прямиком пошел в художественное училище. Увидел в студии студентов за мольбертами, испугался: “Куда я пришел? Это же не мое! Они же так потрясающе рисуют!” Так был испуган, что решил поступать в другое учебное заведение. Но оказалось, что будущий преподаватель Галима тоже служил на флоте. Он увидел растерянного юношу: “О! Морячок! Решил учиться на художника?” Галим высказал свое сомнение. Преподаватель хлопнул его по плечу: “Оставайся, морячок! У тебя получится!”
Остался и начал рисовать и через полгода услышал от своего педагога, что он, Галим Долмогомбетов, рисует лучше всех.
Через четыре года Галим получил диплом художественного училища скульптурного отделения, поехал поступать в Москву. Но не удалось с первой, со второй попыток. От Пензенского художественного фонда Галима отправили в творческие художественные мастерские города Переяславль-Залесский. На работы Галима обратил внимание преподаватель Олег Константинович Комов, он дал ему рекомендацию для поступления в Московский государственный академический художественный институт имени Сурикова. Так Галим стал студентом престижного художественного вуза. Сразу после окончания вступил в Союз художников. Через год получил мастерскую.
Дипломная работа - Александр Пушкин. Поэт воплощен в бронзе еще молодым человеком. Он задумчив и тих. Во всей фигуре нет хрестоматийной величественности, помпезности. Жизнь юного поэта в самом начале...
В 2002 году был объявлен конкурс на лучшую мемориальную скульптуру-памятник, посвященную шансонье Аркадию Северному, который ушел из жизни в 1980 году. Галим Долмогомбетов выиграл этот конкурс. Вылепил памятник, отлил в бронзе. В этом году в Санкт-Петербурге состоится открытие памятника. Это самая монументальная - трехметровая - работа скульптора.
Галим - автор семи памятников землякам-пензенцам, погибшим в Великую Отечественную войну. Скульптуры стоят в Пензе. В позапрошлом году в Ярославской области был установлен памятник воинам-афганцам.
Его скульптура “Музыка травы” стоит в Парке культуры у Дома художников. Коленопреклоненный азиат с экзотической косичкой, играющий на трубе... Если прислушаться, то можно услышать беззвучную музыку травы. Возле Третьяковской галереи - скульптурная композиция Галима Долмогомбетова “Вдохновение”. Его работы есть в Зеленограде, в Клину...
Он выполнил приз ЕвразЭС, предназначенный для участников-победителей ежегодного Евразийского телефорума. Скульптура яблока, содержащего две половинки - европейскую и азиатскую - одного лика...
Вместе с учителем, профессором Александром Рукавишниковым, лепил и отливал восьмиметровый памятник графу Татищеву в Тольятти - конную статую, а также ассистировал своему наставнику в создании знаменитой скульптуры Юрия Никулина, выходящего из машины возле Цирка на Цветном бульваре. Третья совместная работа - памятник Федору Достоевскому напротив библиотеки имени В.И.Ленина.
Александр Иулианович Рукавишников и есть тот Учитель, который формировал скульптора Галима Долмогомбетова.
Командир корабля на флоте учил матросов быть мужчинами. Но он понимал, что в жизни не только сила понадобится. Вопреки всяким ожиданиям, он обучал матросов правилам этикета: как общаться с девушкой, как пользоваться столовыми приборами, как вести себя в жизни, в разных ситуациях. Его лекции были экскурсами в жизнь. Он не только лепил из них крепких мужчин, но и воспитывал джентльменов.
Рукавишников, по мнению студентов, совершил переворот в институте: помимо выполнения академических заданий он предложил студентам приносить работы, не связанные с программой. Разрешил все жанры. И студенты старались, самовыражались.
- Он стремился разбудить в нас фантазию. Хотел, чтобы мы после окончания института не сделались консервативными художниками, скованными канонами, боящимися вылепить руку или ногу длиннее положенного. Раскрепостил наше художническое сознание. Мы вышли из института свободными и в то же время хорошо образованными художниками. Он призывал нас жить полной жизнью... Говорил: “Не чурайтесь выпивки, не бойтесь журналистов...” Я всегда занимался боевыми искусствами. И Рукавишников меня поощрял в этом занятии.
Сегодня Галим - обладатель черного пояса по каратэ, первый дан, а по айкидо - обладатель коричневого пояса.
- Я же адаец! Борьба у меня в крови!
Галим вынашивает идею сделать парк скульптуры в Астане. Нашел единомышленников в Астане, Алматы, бывших студентов по Суриковке. Александр Бем, немец из Казахстана, создал скульптуру, посвященную казахам - женщина на ослике. Пронзительная фигурка матери, позади нее укреплена детская кроватка - бесiк. В будущем парке скульптуры будут находиться работы разных авторов.
- Астана - новый город. Оазис в степи. Хочется, чтобы он был современным, прогрессивным. И чтобы в создании его облика была и моя лепта. Надеюсь, что идея понравится. У меня есть огромное желание сделать в Астане памятник казахскому народу. Уже готов эскиз. Подобные памятники, посвященные народам, я видел в разных странах - в Чехии, Венгрии... И я бы тоже хотел показать казахский народ, кочевников - их быт, ремесла, искусство... Меня привлекает личность Шокана Уалиханова. Изучаю материалы, читаю книги, посмотрел фильм. Сделаю скульптуру, посвященную этому человеку.
Мы находимся в мастерской художника. Пьем крепкий чай. Галим мечтает, а я рассматриваю его мастерскую. Вот бронзовый Пушкин слушает мечты азиата, вот эскиз Аркадия Северного, чья песня оборвалась на полуслове... Много предметов, фигур, свидетельствующих о принадлежности Галима к азиатским корням, казахскому народу. На стене висит домбра.
Фигура лучника... Бронзовый кочевник очень похож на Галима. Это сам Галим натянул тетиву лука, выпустил стрелу, вслушивается и ждет, когда стрела ударит в цель.
- Я заметил, что в последнее время делаю исключительно национальные вещи. Меня интересует все, что связано с Казахстаном, с народом.
Нельзя уходить от корней. Я стараюсь приблизиться к истокам. Сохраняю казахский язык. Иногда, правда, не понимаю современные казахские песни, некоторые слова и выражения... Наверное, немного отстал от современного казахского.
Я рад, что у меня такая профессия, о которой говорят: “свободный художник”. Действительно, профессия дает мне свободу. В любой момент могу уехать туда, куда хочу. Я был в Сибири, пешком шел 60 километров по грязи. Любовался нетронутыми местами. Пожелал - поехал в Финляндию. Отправился в Казахстан. Когда мы ехали из Алматы в Талдыкорган, у меня было ощущение, что я здесь уже был когда-то. Почему-то на глаза наворачивались слезы... Вдруг увидел: дед едет на ослике, гонит овец. Меня это так за сердце схватило: “Вот что нужно лепить!” В Казахстане совершенно другая заря... Воздух под Талдыкорганом показался мне родным. Вдалеке увидел: мальчишка бежит за лошадью. Вспомнил, что в детстве так же и я догонял лошадь...
Москва - Алматы |