|
Галя Галкина
В советское время граждане страны обставляли квартиру почти по одному стандарту. В комнатах стояла похожая мебель (а часто вообще одинаковая), в шкафах находились сервизы одной фабрики... Ковры на полах, книги в стеллажах, телевизоры на столиках, одежда в шкафах... На этом сходстве и основан был в свое время фильм Эльдара Рязанова “Ирония судьбы, или С легким паром!”.
Редкости бывали у тех, кто выезжал за границу - в пределах соцлагеря, конечно. И хотя квартиру Д.А. Кунаева никак не назовешь рядовой, все же есть на ней печать советской эпохи, несмотря на уникальность всего, что в ней находится
Как в любой квартире, вещи говорят о своем хозяине, так и здесь: экскурсовод Жаннет Серикбаева, научный сотрудник, племянница Д.А. Кунаева рассказывала о предметах, находящихся в Мемориальной квартире-музее Динмухамеда Ахмедовича Кунаева, что на Тулебаева, 117, а получилось - поведала о тех, кто жил здесь, - в иной эпохе, прошлом столетии, в другом строе... И, конечно, сама атмосфера квартиры, ее аура создают эффект присутствия хозяина.
Множество подарков появилось в шкафах после поездок по Союзу. Мебель в квартире была сделана специально на алматинской мебельной фабрике “Мерей” - шкафы для книг и посуды. Мягкая мебель, по традиции Политбюро, заказывалась в Германии.
Супруге Кунаева Зухре Шариповне, как всякой женщине, дарилась красивая посуда. Димаш Ахмедович привез уникальный деревянный сервиз из Китая, когда в 1952 году, будучи президентом Академии наук Казахстана, совершал визит в составе культурно-научной делегации. В течение месяца казахстанцы находились в дружественной стране, читали там лекции.
|
Для посетителей экскурсия в Мемориальной квартире Д.А. Кунаева - это путешествие во времени |
Каждый сувенир по-своему уникален. Но есть особенно удивительные вещи: на столике у окна размещен подарок Министерства геологии - роскошные фрукты изготовлены из минералов, - полудрагоценных и поделочных камней, находящихся в казахстанских недрах.
Д.А. Кунаев очень много сделал для развития промышленных городов Казахстана. При жизни он основал 43 города. Один из них - Экибастуз - был его детищем. При посещении этого города Кунаев получил в подарок великолепную вазу, которая украшает один из уголков квартиры.
Вот шкаф с предметами охоты, сувенирами, имеющими охотничьи мотивы. На охоту или в отпуск Д.А. Кунаев с товарищами ездил только зимой, так как летом, осенью была большая забота - собрать урожай, сдать его в закрома Родины. Если не получалось, год был неурожайным, то охота вовсе отменялась. В бархатный сезон Кунаев и его команда никогда не брали отпуск.
Великолепный буфет привлекает внимание своей необычностью. Он изготовлен по заказу руководителя Румынии Николая Чаушеску и подарен был Брежневу, который передарил его потом Кунаеву. На буфете стоит столь же неординарный сувенир - черный слон. Он подарен в 1955 году премьер-министром Индии Джавахарларом Неру. Тогда впервые на таком высоком уровне был совершен визит в нашу страну. Спустя десять лет после Великой Отечественной войны Казахстан уже вышел на должный уровень, страна смогла принимать гостей такого ранга. Неру сопровождала дочь - Индира Ганди. По мнению Жаннет Серикбаевой, именно с тех времен в Казахстане появилась мода на имя Индира.
Позже, в 1973 году Д.А. Кунаев посещал Индию, во главе делегации был Брежнев. И уже Индира Ганди в ранге премьер-министра принимала делегацию из Советского Союза, и она подарила фигуры слонов Кунаеву. Известно особое отношение индусов к слонам. Поднятый вверх хобот символизирует пожелание счастья.
|
Охотничий рог - знак принадлежности Кунаева к Европейскому клубу охотников |
В витрине прихожей до 1986 года находились любимые ружья, с которыми Д.А. Кунаев ходил на охоту - действующие ружья и холодное оружие, подаренные Димашу Ахмедовичу. Здесь находились пять ружей, которыми он часто пользовался на охоте. После известных событий в 1986 году они были реквизированы, позже переданы в Музей Кунаева, что по соседству с Мемориальной квартирой. Также здесь размещались молоток горного мастера, охотничья секира, две камчи, которые для него сделал мастер, и другие вещи.
Д.А. Кунаев никогда не отдыхал за рубежом, предпочитал делать это в своей стране, в крайнем случае - на Черном море. Единственный раз, когда он лечился за границей, - в Карловых Варах. Президент страны той поры Густав Гусак пригласил его на охоту, перед которой Кунаеву был подарен рожок. Димаш Ахмедович проявил себя как искусный охотник, после охоты его приняли в европейский охотничий клуб и подарили великолепный охотничий рог, сделанный из рога марала. Уменьшенная копия вооружения иранского воина, копия охотничьего ружья - подарок шахтеров Караганды, турецкий ятаган, военно-морской кортик, узбекский кинжал вместе с чапаном были подарены узбекским руководителем Шарафом Рашидовым...
Кунаеву во время охоты никогда не пытались “угодить” - не привязывали кабана или другую добычу, чтобы она была легкой. Как распоряжался охотничьей добычей? Кабанов отправлял в детский дом, который многие годы курировал, перечисляя туда свою академическую зарплату. Мелкую дичь отдавал шоферу, врачу, тем, кто его сопровождал.
Есть среди всех редкостей и диковин один особенный подарок. В советское время распространены были станции юных техников. Ребята одной из таких станций сделали к 70-летию Кунаева шкатулку, на которой был изображен горный мастер. Димаш Ахмедович считал, что именно он и есть этот горный мастер, ведь он очень гордился, дорожил званием горного инженера, на визитках не писал “академик, первый секретарь”, всегда в них значилось “Д.А.Кунаев - горный инженер”. Дети изобразили его в работе. Как комментировал сам Кунаев, “не с протянутой рукой, а в работе”. Дети поместили в своей композиции кусочки балхашской меди и пули. И это очень знаменательно. В военное время Д.А. Кунаев руководил Балхашским медеплавильным комбинатом, на котором и производились эти пули. Ведь известно, что 9 из 10 пуль, которые выпускались во время боев по фашистам, выплавлялись в Казахстане, на Балхаше. Этим изделием особо дорожил Димаш Ахмедович - изготовленный руками детей сувенир “самодельный”, чуть наивный... Но он занимает почетное место в “оружейном шкафу”.
|
Шкатулка, сделанная руками школьников, была особенно дорога Димашу Ахмедовичу |
Экскурсовод Жаннет Даулетовна повела посетителей дальше: “Чучела крокодила и морской черепахи были подарены во время визита на Кубу...” Она говорила и о других диковинах. Но меня как посетителя как-то особенно тронула “детская тема”. У четы Кунаевых, к сожалению, нет собственных детей. А сколь благородно его отеческое отношение к детям из детского дома, который он опекал! В те годы слово “благотворительность” не было на устах, в печати, оно не имело протокольной необходимости. Отеческое искреннее отношение. Была в нем и толика боли, которая почему-то возникает отзвуком в сердцах посетителей этой мемориальной квартиры...
Фото автора |