|
Галя Галкина
23-25 ноября в Алматы состоится Фестиваль бардовской песни и поэзии, посвященный 10-летию ведущего бардовского проекта в Казахстане - “Остров песни”. В этом году впервые Фестиваль бардовской песни и поэзии посетит Татьяна Юрьевна Визбор, дочь знаменитых родителей, прославленных бардов, основателей движения авторской песни - Юрия Визбора и Ады Якушевой. Татьяна Юрьевна накануне открытия фестиваля дала интервью по телефону для нашей газеты.
Журналист, автор и исполнитель, она 21 год работает на “Радио России”. Вела когда-то музыкально-развлекательный канал “Четыре четверти”, спустя годы появилась программа “Воскресенье в Москве” (по названию песни Юрия Визбора), в гостях у Татьяны Юрьевны бывают обычно барды, приходят также рок-музыканты, актеры, космонавты, преподаватели: “Как правило, у меня все поют или приносят свою любимую музыку на эфир...”
- Юрий Визбор был в нашем городе еще в семидесятые годы. А Вам интересна предстоящая поездка?
- Папа познакомился с Наташей Приезжевой, хорошо относился к ее творчеству. Наверняка папа был знаком с Олей Качановой... И я очень хочу поехать в Алматы. Многие поездки отменила, чтобы быть у вас на фестивале.
- Каковы, на Ваш взгляд, приметы песенного движения сегодня. Как оно развивается в сравнении со временем зарождения бардовской песни?
- Бардовская песня живет и будет жить, потому что гитара - самый демократичный инструмент. А человеку всегда будет свойственно самовыражаться, и это самый простой способ выразить словами и музыкой то, что ты хочешь сказать, самый доступный способ донести себя людям. Что касается бардовского движения, мне нравится, как оно развивается, как и должно, наверное, развиваться. Сегодня жанр стал значительно многообразнее, его рамки расширились.
- Заметно, что в России, особенно в центральных городах - Москве, Санкт-Петербурге, возникло протестное движение... Граждане стали социально активны, митингуют. Это находит отражение в авторской песне?
- Наверное, отчасти отражается. Как можно пройти мимо подобного? Но я совершенно аполитичный человек. Отец не был аполитичным человеком, но его мало интересовала борьба человека с человеком, как бывает, его привлекала борьба человека с природой и стихией. Человек и море, человек и горы, океан, рудники, шахты, космос... И меня это больше привлекает, нежели социальный аспект. Но это в силу моих принципов и качеств. Мне скучно говорить про политику. Некоторые меня даже осуждают за это.
- Юрий Визбор ковал в себе мужской характер. Это отражается в его текстах. В песнях автор - мужественный мужчина, в то же время он нежный, трепетный романтик. Видимо, Юрий Визбор практически все время проводил в экспедициях?
- Это были в первую очередь рабочие поездки, по журналистским делам его закидывало в разные города и веси, в горы и море. Он окунался в ту или иную профессию с головой. Сейчас так уже никто не делает. Может быть, в силу времени особого смысла в этом нет. Но раньше считалось: если ты не поработал с ребятами на нефтяных камнях на Каспии, то не имеешь права писать о нефтяниках. Если ты не ходил северным морским путем, то и грош цена твоим репортажам об этом деле. Если не ходил на подлодке, то не вправе об этом рассуждать. Отец проживал с героями своих репортажей, материалов, радиопередач, телефильмов какую-то часть своей жизни. Он учился работать так же, как и они. Была масса смешных случаев, в частности, описанные им в телепрограмме, по-моему, в “Огоньке”... Он делал репортаж о нефтяниках Каспия, к ним приехала молодая корреспондентка с заданием - написать о нефтяниках. Она вышла из машины, наманикюренным пальчиком подозвала их к себе. Отец работал в бригаде, все давно забыли, что Визбор - журналист. Для нефтяников он был рабочим из их бригады. И эта журналистка пофамильно перечислила в своем материале состав бригады, туда же попала фамилия отца. Он потом говорил, что впервые увидел свою профессию, причем с неприглядной стороны, - в образе этой горе-журналистки, которая задавала легковесные вопросы, пыталась выискивать какие-то трагические случаи в жизни нефтяников... Она действовала непрофессионально, это произвело неприятное впечатление на отца. Но сам он погружался в жизнь героев, прежде чем написать о них. Тогда же, в пору его работы в журнале “Кругозор”, родился уникальный жанр песен-репортажей, они прилагались к журналу на гибкой пластинке.
|
“Ты у меня одна” - это о ней, Аде Якушевой, пел Юрий Визбор. И у Тани Ада Адамовна была одна - мама |
- Татьяна Юрьевна, мне представлялось, что перед дочерью Юрия Визбора и Ады Якушевой - всеобщих любимцев, должны были открываться все двери - в учебе, профессии, в жизни в целом... Никто бы и не спорил против таких привилегий для дочери Визбора. Так это было?
- Все с точностью до наоборот. Отец говорил, что за ним тянулся хвост диссидентства. Он требовал, чтобы я поменяла фамилию. Какие там привилегии? И фамилию я отказалась менять. Это происходило в 80-х годах, я была студенткой идеологического вуза, училась на факультете журналистики МГУ. Отец получил приглашение в США, где похоронен его дедушка. Но его не выпускали в США. Для того, чтобы он смог поехать в Италию для съемок фильма “Красная палатка”, режиссер Михаил Калатозов клал партбилет на стол. Меня не выпустили в Чехословакию в лагерь русского языка. Я была еще школьницей, хорошо училась, у меня была “пятерка” по русскому языку. Нас отправляли в лагерь, чтобы мы преподавали русский язык детям-чехословакам... Я мечтала об этом, но не прошла. Меня вызвали в райком комсомола и под каким-то благовидным предлогом не пустили. Поехала другая девочка, она хуже сдала русский язык, но, поскольку была из бедной семьи, ей отдали предпочтение. Всем было очевидно, что меня не выпустили из-за фамилии. Потом не приняли в молодежную редакцию центрального телевидения, хотя я там работала уже в течение трех лет внештатно на программах “Веселые ребята”, “Адреса молодых”. Все уже забыли, что я числюсь не в штате, пытались с меня взять комсомольские взносы. На меня, как специалиста, был официальный запрос из молодежной редакции. Но, когда я пошла туда устраиваться, мне объяснили, что есть негласное распоряжение товарища Лапина. Сергей Георгиевич Лапин - это был председатель Гостелерадио СССР - отличался афористичностью высказываний на летучках. Когда-то он сказал: “У нас не должно быть Мондрусов и Мулерманов”, после чего именно эти певцы - Лариса Мондрус и Вадим Мулерман - вылетели с телевидения. Лапин-то имел в виду другое, это было общее указание. Но фраза была подхвачена как приказ - применительно к этим двум артистам. Многие дети известных журналистов (в том числе и я) попали под другое высказывание Лапина: “У нас не завод “Красный пролетарий”, нам не нужны трудовые династии...” В системе Гостелерадио работали мама и отчим - в программе “Юность”, отец - в творческом объединении “Экран” Центрального телевидения. И я не могла там работать. Со своим замечательным дипломом, телевизионным образованием, горящим взором я пошла работать сначала старшим инженером в пресс-центр НИИ, где занималась абсолютно не своим делом. Чертила бланки, вписывала в них рационализаторские предложения... Право слово, для этого не надо было заканчивать факультет журналистики, телевизионное отделение. Потом меня с трудом устроили в “Союзинформкино” по великому блату. Такая жуть творилась...
В первый раз я поехала за границу в 1988 году в Германию. Это была деловая поездка. Я не распаковывала вещи, так как искренне верила, что из-за моей фамилии меня снимут на границе в Бресте (мы ехали через Польшу). Хотя все документы были должным образом оформлены.
|
Танечка - в музыке с рождения. С отцом Юрием Визбором |
- Подобное “внимание” со стороны власти Вас не тяготило?
- Мне нельзя было выезжать за границу... Но у нас масса замечательного народа была в таком же положении. С этим тоже можно было жить, когда тебе 18-25 лет. К тяжести бытия это не имело никакого отношения. Мы все жили нероскошно - в коммуналках, и всегда было голодно. Все время хотелось есть. Хотелось носить что-то красивое, бесконечно перешивали старые вещи. Как мы умудрялись хоть как-то выглядеть, не знаю... Из мальчуковых рубашек перешивали себе батники, из чьих-то старых джинсов - юбки. Стояли в очередях за купальниками или сапогами, которые “выбросили”, писали номер очереди на руке. Так же и за продуктами приходилось стоять. Помню, летом купишь четыре помидора, и ты счастлив. Это было роскошью. Или весной, в мае, достанется зеленый огурец - думаешь: боже мой, какое счастье. Баночка кофе! Но не это составляло жизнь, только отнимало много времени.
Отец был сыном врага народа. Моего поколения, к счастью, это уже не коснулось. В наше время власть контролировала интеллигенцию, так как с оттепелью пришла свобода мысли, и нужно было это свободомыслие как-то вводить в рамки. Поэтому были такие смешные случаи, когда песне отца “Зато мы делаем ракеты и покорили Енисей, а также в области балета мы впереди планеты всей” приписали чуть ли не разглашение государственной тайны. Видимо, там тоже сидели неглупые люди, но им просто нужно было за что-то зацепиться, погрозить пальцем в сторону интеллигенции.
- Татьяна Юрьевна, у Вас поющие дети - Варвара и Юрий... Они, видимо, унаследовали семейный дар. Чем они занимаются? Варя, Ваша дочь, внешне поразительно похожа на бабушку - Аду Адамовну Якушеву.
- Сергей Никитин сказал об этом: “Увидишь Варю, поверишь в переселение душ”. Варя окончила Высшее театральное училище имени Б.Щукина в 2007 году. Она работала в театре “Школа современной пьесы” Иосифа Рахельгауза, потом перешла в Театр на Серпуховке под руководством Терезы Дуровой, раньше это был Театр клоунады, сейчас он называется “Театриум”, в основном здесь ставят спектакли для детей. Варя играет во многих постановках, в частности царевну Забаву в мюзикле “Летучий корабль” Максима Дунаевского. Она довольна. А Юра окончил Школу-студию МХАТ, курс Кирилла Серебренникова. Сейчас он является музыкальным руководителем в “Седьмой студии Кирилла Серебренникова”. На Винзаводе - в Москве это популярное арт-пространство - они получили помещение, куда благополучно перетек весь курс Серебренникова со своими репертуаром, спектаклями. Юра пишет много музыки. Написал оперу “Охота на Снарка” по произведению Льюиса Кэрола. Все знают “Алису в стране чудес”, а есть и такое удивительное произведение, абсурдное по сути и по форме. Юра написал музыку под стать тексту, на мой взгляд. Опера а капелла, ребята замечательно поют. Курс великолепный, мне нравится то, что они делают. Юра о себе говорит: “О том, что я композитор, узнал значительно позже, когда написал оперу”. Юра возил ее в Красноярск. Они мобильны, инструментов нет в спектакле. У ребят также есть своя группа, они создают пародийные, эпатажные вещи. Словом, мне нравится то, что делают мои дети. С одной стороны, я мама, но просьба не путать вопли “сумасшедшей матери” - “Мои дети лучше всех!” - и мое объективное мнение человека, который в музыке с рождения и профессионально работает 21 год в прямом эфире, ведет именно музыкальные программы. Я могу давать им какие-то советы, и, мне кажется, они прислушиваются.
|
Варя и Юрий Визбор - талантливые дети известных бардов... |
- Наши соболезнования, сочувствие по поводу ухода Вашей мамы. Как проводила последние годы Ада Адамовна? Читала в одном из интервью, что продолжала писать стихи, как она выразилась, “продолжаю рифмовать”.
- Она посвящала поэтические поздравления друзьям, песен давно не писала. Жила затворницей, не хотела публичности. Перестала выходить на концерты. Это было ее право. Несколько раз была у меня на эфирах, да и то только если в студии находились все свои. В частности, режиссером на эфире была моя одноклассница. Даже это мы предусмотрели, чтобы мама чувствовала себя комфортно.
- В документальном фильме Сергея Урсуляка о Юрие Визборе прозвучало, что век романтики кончился... Вы согласны с этим? Звучит печально.
- Скорее всего, век романтики действительно закончился. Видимо, таких людей, как наши родители, такого романтизма уже нет. Наверное, это были определенные задачи времени, особенная эпоха. Чтобы подобное повторилось, нужна иная “техническая оснащенность”, а вернее, ее отсутствие. А сейчас, когда все доступно, если ты забыл мобильник, значит, голову не взял... Раньше, когда уезжала на практику, родители и не ведали, где я. Три месяца в каком-нибудь Пятигорске, они только знают, что вернусь определенного числа. Или однажды двое суток добиралась до альплагеря “Узункол”, ночевала на вокзалах, опаздывала на рейс, самолет не прилетал. Шла до места назначения одна, потом уже группа собралась, и последние 20 километров передвигались вместе. Мне было 19 лет - уехала из дома на полтора месяца, вернулась, и все вроде в порядке. А сегодня все по-другому. Для романтики нет условий. Наоборот - столько возможностей, исключающих всякую романтику. Может быть, она сохранилась где-то далеко в горах, альплагерях... Меня спрашивают, могут ли появиться в настоящее время вторые Визбор, Высоцкий, Галич, Окуджава. На этот счет у меня стройная теория... В ответ я задаю вопрос: “Кто сейчас в космосе летает? Назовите космонавтов”. Никто не знает, а ведь они там летают, и по СМИ объявляют их имена. Но все могут назвать лишь первых пятерых космонавтов - Гагарина, Титова, Леонова, Комарова, Терешкову... Именно потому, что они были первыми. А быть пионером и почетно, и здорово.
Ждем вас на “Острове песни”!
За 10 лет на сценах “Острова песни” выступили более двух сотен авторов из Алматы, Астаны, Усть-Каменогорска, Павлодара, Актобе, Жезказгана, Караганды, Бишкека, Ташкента, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Томска, Ярославля, Гамильтона, Мюнхена, Торонто, Нью-Йорка. По случаю юбилея фестиваль будет наиболее представительным по числу участников. Приглашены почетные гости, известные барды - Владимир Шемшученко, Валентин Вихорев - Санкт-Петербург, Ирина Алексеева, Наталья Приезжева, Максим Поздняков - Москва. Впервые в Алматы приезжает Татьяна Визбор
“Остров песни “ за минувшее десятилетие собрал вокруг себя десятки творческих личностей, выпустил более 80 наименований музыкальных альбомов с авторами-исполнителями городов Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и России, провел свыше ста концертов с участием авторов разных стран и континентов, начал издание книг “Барды Казахстана”. Всем памятен Среднеазиатский слет имени Н.Кульсариева в 2006 году.
Фестиваль бардовской песни и поэзии “Остров песни - 10 лет!” проводится с целью подведения итогов 10-летнего творчества бардов, поэтов и музыкантов, внесших вклад в развитие бардовской песни в Республике Казахстан.
В программе фестиваля - 23 ноября, в пятницу, в 19.00, в Казахконцерте (пр. Абылай хана, 83, уг. ул. Айтеке би) - открытие фестиваля, гостевой концерт с участием приглашенных гостей. 24 ноября, в субботу, днем - мастер-классы с 11.00 до 16.00 в Открытой литературной школе Алматы (ул. Фурманова, 193, уг. ул. Сатпаева).
25 ноября, в 15.00, в Казахконцерте - гала-концерт фестиваля с участием поэтов, авторов и исполнителей Казахстана и России.
Подробности на сайте:
http://www.akbard.kz/festival/
Руководитель проекта фестиваль бардовской песни и поэзии “Остров песни - 10 лет!” Вета Ножкина - бард, журналист, дипломант XXXIX фестиваля имени В.Грушина (2012 г.), писатель, лауреат литературного конкурса имени И.Шиллера (Германия), Гран-при фестиваля “Астана” (2004 г.), член жюри бардовских фестивалей России и Kазахстана. |