|
Галя Галкина
Гульшара, четырнадцатый ребенок в семье верненского купца первой гильдии Баймолды Жиенкулова, войдет в историю нашей страны под именем Шара Жиенкулова - основательница народного танца республики. Необычна ее судьба, удивительны достижения. Творческое наследие, оставленное великой Шарой, явилось фундаментом национальной хореографии. В 1965 году в Алма-Атинском хореографическом училище Шара Жиенкулова открывает “Народное отделение”, у нее появляются ученики и последователи.
В честь 100-летия со дня рождения народной артистки Казахской ССР, лауреата Государственной премии Казахской ССР Шары Жиенкуловой на сцене Государственного академического театра оперы и балета имени Абая состоялся торжественный вечер, который завершал великолепный концерт с участием ведущих танцевальных коллективов Казахстана. Этому предшествовали праздничные мероприятия - презентация экспозиции по творчеству танцовщицы, открытие балетного зала в стенах Алматинского хореографического училища имени А. Селезнева, возложение цветов к памятнику Шары Жиенкуловой.
Инициатором проведения торжественного мероприятия выступило Алматинское хореографическое училище имени А.Селезнева при поддержке акимата города Алматы, а также Алматинского колледжа декоративно-прикладного искусства имени О.Тансыкбаева
На концерте присутствовали выпускники “Народного отделения” Алматинского хореографического училища имени А.Селезнева. Всего их было 38, выпускников-народников хореографического училища 1970 года выпуска. Они пополнили все профессиональные коллективы Алматы: стали артистами балета Государственного театра оперы и балета имени Абая, влились в ряды Ансамбля классического танца, Молодого балета Алматы, Государственного ансамбля песни и пляски Казахской ССР, молодежного ансамбля “Гульдер” “Казахконцерта”, варьете Государственного цирка. Также они вошли в ряды хореографов в областях Казахстана: Медеу Баубеков создавал ансамбли в Актюбинске - ансамбль “Алиягуль”, в Туркестане, Шымкенте - ансамбли “Достык” и “Тумар”, Болат Мейирбеков открыл балетную школу в Шымкенте.
В день празднования 100-летия основательницы казахского танца они пришли в ГАТОБ имени Абая, сегодня они именитые, увенчанные титулами и званиями деятели культуры - Ботагоз Байжуманова, Медеу Баубеков, Куаныш Бейсенов, Болат Мейирбеков, Гайникамал Бейсенова, Турсынбек Нургалиев, Гулсауле Орымбаева... Они сохранили преданность делу своего великого учителя, занимаясь всю жизнь благородным делом развития народного танца.
Дюсенбек Накипов, председатель Союза хореографов Казахстана:
- Солидарными усилиями хореографов Казахстана, всеми, кто танцевал на сцене ГАТОБ имени Абая в честь 100-летия Шары Жиенкуловой, и был сделан этот выдающийся праздник национального искусства Казахстана. Если бы представить на мгновение, что сама Шара Жиенкулова, будучи тридцатилетней, к примеру, увидела этот концерт сегодня, она бы не поверила! Но, думаю, у таких людей есть глаза и там, наверху, она оттуда увидела это представление, радовалась и благословляла.
Вот только теперь, спустя 100 лет со дня ее рождения, мы начинаем понимать масштаб личности Шары Жиенкуловой. Ведь это героического стоило: еще в далекие тридцатые годы начинать танцевать, когда всей патриархальной сущностью истории танцевать было стыдно, запретно... Возможно, она поняла, что теперь именно ей и дано выносить цветок казахской женской души и станцевать так, как она и сделала это. Если говорить об универсальных, феноменальных талантах Шары Жиенкуловой, то можно сказать, что она воплощает собой человека эпохи возрождения. Она была драматической актрисой и киноактрисой, прекрасно пела, но самое главное наследие оставила там, где ей сулила судьба, - не только обогатила казахский народный танец, но и сохранила его первозданные истоки, создала целую школу национального танца. Думаю, что подобных школ во всем мире наберется не больше пяти-шести, которые могли бы сравниться с мировыми школами танца. Как педагог была требовательной, так же, как и внутри семьи. Я знавал ее сына, замечательного писателя Булата Джандарбекова. Супруг Шары - великий Курманбек Джандарбеков, один из основателей оперного театра вместе с семьей Байсеитовых. Шара принадлежит к плеяде легендарных личностей, которые силой таланта, своей верой умудрялись делать то, что сегодня при всех возможностях, кажется, сделать почти невозможно. Такова природа таланта, такова генетическая сущность этих людей. Пусть сейчас многие говорят, что революция - это нечто негативное, целый период в составе Советского Союза - это негатив... Но именно тогда, когда ветер перемен хлынул в эту степь, и новая эпоха со всей ее трагичностью и драматичностью пришла в эти края, то это и оказался единственный повод и путь поднять душу народа, ее феноменальное культурное достояние...
Кроме того Шара-апай, как мы ее называем, воспитала целую плеяду необыкновенно верных этому делу людей. Сегодняшний концерт в ее честь - это триумф танца. Мы видим, что за этим стоят горизонты народного танца. Если мы говорим сегодня о столетии Шары-апай, то можно с уверенностью провозглашать, что еще тысячу лет этот танец будет процветать, а вместе с ним и наш народ.
|
Воспитанницы Алматинского хореографического училища имени А.Селезнева танцуют на сцене ГАТОБ имени Абая в стиле Шары Жиенкуловой и для нее... |
Из воспоминаний современников можно узнать о многоликости Шары Жиенкуловой... Что они имели в виду? На сцене Шара - само очарование, женственность, обаяние. В педагогике она была невероятно строгой, жесткой. В отношениях с властью - отстраненность и мужество переносить удары, которые ей доставались помимо наград... Но, самое главное, была замечательной танцовщицей, актрисой, общественным деятелем, прекрасной женой, матерью - как она ухитрялась на все это находить силы? Это загадка, о которой говорил во время концерта ее племянник Сергазы... Кроме того, если бы не Шара Жиенкулова, то настоящего здания Алматинского хореографического училища, одного из лучших зданий для учебного заведения такого профиля, у нас бы сегодня не было, если бы она не смогла пойти в верхние эшелоны власти, не пробила это замечательное строение - вместе с интернатом, пятнадцатью залами, со всеми учебными классами... Оно и ныне считается лучшим, Москва и Петербург нам завидуют, что в Алматы есть такая школа. Вот в этом загадка и тайна - когда она успевала находить время для всего? Большой талант всегда остается тайной, при всей, казалось бы, ясности этого понятия.
Гайникамал Бейсенова, хореограф, почетный работник образования РК, ученица Шары Жиенкуловой:
- Народное искусство, фольклор, этнография - это душа народа, его история, лицо. В народный танец входят традиции, жизнь, быт народа, культура. Поэтому народный танец вечно живой. С обретением самостоятельности нашей республики возник всплеск интереса к народному танцу. А какой высокий интерес к народному танцу возник в целом в мире! “Народники” оставались в забвении в 80-х годах, в середине и конце 90-х. Это было связано с экономическим кризисом, потерей ценностей, кризисом культуры...
Но сегодня можно только радоваться возвращению интереса к народному танцу. Вместе с тем исследователи “копают” народную музыку, глубокую, великолепную, богатую музыку величайших кюйши-композиторов. Находят народные костюмы, темы... Вся этнография получает возрождение. Эти жанры воспряли так, что в областях сегодня растут великолепные ансамбли, школы... К сожалению, на концерт не смог приехать великолепный филармонический ансамбль “Казына” из Шымкента, который в этом году в Астане завоевал Гран-при на Конкурсе казахского танца имени Шары Жиенкуловой. Этот ансамбль не выпустили из Шымкента, так как он участвовал в праздновании 80-летия Южно-Казахстанской области.
Шара Жиенкулова изучала народный танец наглядно, но она и создавала его, потому что находилась в гуще народа, знала язык, быт, традиции, была невероятно музыкальной. Шара создала элементы народного танца - безошибочно, раз и навсегда. Ее казахский народный танец был на высоте, мы сегодня подражаем ей, изучаем элементы, применяем и развиваем дальше.
Родом из детства
Шара получила образование в русской школе, училась и у муллы. Она полюбила кино, но больше всего ей нравилось танцевать. В бывший Верный, объявленную столицей республики Алма-Ату, перевели из Кзыл-Орды драматический театр. И 16-летняя красавица Шара была зачарована миром театра. Ее, преданную зрительницу всех спектаклей, заметил один из ведущих артистов Курманбек Джандарбеков. Молодой человек влюбился с первого взгляда. Участь Шары была решена. Так уж случилось, что, ответив взаимностью, девушка сбежала с любимым из родного дома. Семья от нее отреклась.
Ее домом стал театр. Вместе с подругой Куляш Байсеитовой начинали с закулисья - подметали полы, устанавливали декорации, шили костюмы, накладывали грим, были даже билетершами и кассирами. Зато могли смотреть спектакли, запоминать все роли. Однажды подругам предложили одну роль на двоих - мальчика-кочегара в спектакле “Подводная лодка” Николая Погодина. Это был крохотный дебют будущих великих актрис. Затем у Шары появились и серьезные роли - главные героини в ауэзовских “Енлик-Кебек”, “Карагоз”, других спектаклях.
13 января 1934 года впервые поднялся занавес нового Казахского государственного музыкального театра в Казахстане, у истоков которого стояли две семьи - Джандарбековых и Байсеитовых. Ярчайшим моментом спектакля “Айман-Шолпан”, который знаменовал открытие театра, стал первый национальный казахский танец “Келиншек”, придумала, поставила и исполнила который Шара! Так начиналась блистательная биография Шары.
михаил чумин
Шара Жиенкулова родилась 18 августа 1912 года в городе Верном. Уже с тринадцати лет Шара, дочь Жиенкула, участвовала в концертах.
Профессиональная деятельность Шары Жиенкуловой началась с 1928 года, когда она стала актрисой в труппе первого казахского театра (ныне Казахского государственного академического театра имени М.Ауэзова).
В 1933 году при театре была организована музыкальная студия, где актриса брала уроки вокала и пластики. В 1934 году студийцы осуществили постановки музыкальных спектаклей “Айман-Шолпан” по пьесе М.Ауэзова, “Шуга” по Б.Майлину, первую казахскую оперу на музыку Е.Брусиловского “Кыз-Жибек”. Спектакли открыли историю казахского музыкального театра (ныне Государственного академического театра оперы и балета имени Абая). С того момента и до конца дней она не изменяла своему призванию. Рожденная, чтобы танцевать, она отдавалась своей любви безраздельно.
Ш.Жиенкулова 20 лет проработала солисткой балета в Казгосфилармонии. Работала художественным руководителем Государственного ансамбля песни и танца Казахской ССР, солисткой балета, балетмейстером “Казахконцерта”, заведующей народным отделением, позднее директором Алма-Атинского хореографического училища.
Народ по достоинству оценил Шару, называя ее “самородок, легенда, чародейка, терпсихора, ласточка, мастер, учитель народного танца”.
За заслуги в развитии казахского театрального и эстрадного искусства Шаре Жиенкуловой присвоено почетное звание “Народная артистка Казахской ССР”. Она награждена орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, “Знак Почета”, медалями. За постановку балетного спектакля “Кыз-Жибек” удостоена почетного звания лауреата Государственной премии Казахской ССР. |