|
Галя Галкина
Печальная, скорбная весть - ушел из жизни Какен Абенов, заместитель председателя Совета ветеранов войны однополчан 100-й и 101-й бригад, почетный работник образования РК, полковник в отставке. Уважаемый ветеран был автором нашей газеты. Он считал своим нравственным долгом говорить, писать о Великой Отечественной войне, о ее трагических и героических событиях. Чтобы предостеречь людей от повторения подобного
Пепел Великой Отечественной стучал в его сердце: “Эти бесконечные дни и ночи живут во мне, в моей памяти. Я видел войну в крови, в страданиях и смерти, в разбросанных кусках человеческого мяса. Вместе с тем войну я видел в мужестве, героизме и отваге, которые были свойственны нашему народу и людям старшего поколения”.
Боевой путь Какен Абенов начал из-под Москвы, принимал участие в боях на территориях Калининской (ныне Тверской), Смоленской областей России, в Белоруссии и на территории Прибалтийских республик. Молодой человек вместе с боевыми друзьями видел, что война всюду - “перед тобой, над тобой, иногда и за тобой, нас окружало сплошное море огня и смерти”.
С 3-го курса Павлодарского педагогического училища в октябре 1941 года Какен Абенов добровольно отправился на фронт. В составе 101-й национальной казахской бригады, сформированной в городе Актобе, в ноябре 1942 года вступил в бой на линии фронта “Ржевский выступ” на территории Калининской области. Константин Симонов назвал этот выступ “долиной смерти”, бои там шли не на жизнь, а на смерть. За несколько дней таких битв бригада потеряла до 80 процентов своего боевого состава.
Какен Абенов был сержантом, командиром отделения взвода боепитания 120 м/м минометного дивизиона и обеспечивал фронт смертоносными минами, чтобы бить врага. На Ржевском выступе погибли его однополчане - старший инструктор политотдела бригады, депутат Верховного Совета КазССР Нурмат Мырзашев, командир автоматного батальона, бывший заместитель Казрадиокомитета КазССР Тимур Табынбаев, при организации танкового прорыва в тыл врага (а бойцы батальона выполняли роль десантников на танках) - комиссар батальона Толеген Алшымбаев, политрук батальона Хамит Давлетьяров, командир роты разведчиков Нарын Нышанбаев, командир батальона Шаяхмет Казиахметов, заместитель командира батальона Хамит Кулахметов, пулеметчик Конысбай Тышканбаев, заместитель командира батареи - минометчик Касым Мырзагалиев, наводчик миномета Табылды Курмангалиев, разведчик Касымханов, а также воины К.Асылбаев, Р.Аязбаев, К.Сарыбаев и другие.
Какен Абенович всегда был готов поименно называть этот список, словно устраивал перекличку своим однополчанам. Объявлял минуту молчания в память о них: “Я убит подо Ржевом, в безымянном болоте...”. “Всем, что было потом, смерть меня обделила”. Так писал о “долине смерти” Твардовский.
В ноябре 1942-го Какен Абенов участвовал в победных боях, когда одновременно 101-я и 100-я казахские бригады, сформированные из казахской молодежи, на Ржевском выступе провалили второй наступательный стратегический поход гитлеровцев на Москву. Потом подразделения двигались на Запад, участвуя в кодовой операции “Багратион” по освобождению Белоруссии. Какен Абенов был уже офицером и комсомольским работником стрелкового батальона 47-й Невельской стрелковой дивизии. В одном из боев были убиты командир батальона и начальник штаба, а заместитель командира батальона тяжело ранен. Какену Абенову, комсоргу в ту пору, пришлось принять на себя командование батальоном и выполнять боевые задачи, за что он был награжден орденом Красной Звезды.
И теперь в том скорбном строю воинов, полегших в боях, ушедших в мирное время, оказалось место и для Какена Абенова. Спустя десятилетия он последовал за своими погибшими товарищами. И в мирное время он продолжал оставаться воином Великой Отечественной войны.
Выражаем соболезнования родным, близким, друзьям, коллегам Какена Абенова, славного сына Родины. |