|
Галя Галкина
Он системщик, создающий успешные системы управления крупнейших компаний, карьерный терапевт, помогающий строить “здоровую” карьеру и высоким чиновникам, и топ-менеджерам. Он знает, от чего чаще всего “болеют” наши компании. Размышляет о том, какие мы, казахстанцы, как бизнесмены и как нация.
Александр Мурадян, карьерный терапевт и любитель регби, поведал о креативности Казахстана и о великом противостоянии руководства и среднего менеджера
География судьбы Александра - армянин, родился в Тбилиси, последние годы живет и работает в Вильнюсе и имеет несколько бизнес-проектов в Казахстане. Классическая “модель” человека мира.
“Родовая закваска”, по собственному выражению Александра, - академики, министры, генералы, талантливые врачи, инженеры, хорошие музыканты и художники. Только актеров не было. В детстве, лет в 10-12, его очень интересовала бионика - наука на границе биологии и технологий. Он понял, что хочет заниматься ею. Использовать набор технологий для омоложения организма - разве не интересная идея? Родители нашли единственное место, где можно изучать бионику в Советском Союзе - медицинский факультет МГУ. Но в итоге на медицинском оказалась собственно одна медицина. Пришлось сосредоточиться больше на технологиях, чем на человеке, и пойти на факультет вычислительной техники. Мечта, однако, все равно сбылась - сегодня он занимается и людьми, и системами, и людьми в системах. Созданием эффективных систем управления.
- Вы, тонкий знаток и создатель сложных систем управления, консультант и потомственный интеллигент, любите такой жесткий вид спорта, как регби? В свое время еще и занимались им...
- Ничего странного. Бизнесмен, который не занимается спортом и не занимался, очень много потерял и как личность, и как руководитель. Спорт и бизнес должны быть неотделимы. Принимая сотрудника на работу, всегда спрашиваю, занимался он спортом или нет. И если да, это большой плюс. Почему? Спорт дисциплинирует и развивает характер - это раз. Дает трезвую оценку собственных возможностей и понимание своего “потолка” - это два. Командный вид спорта - еще и умение себя позиционировать в коллективе - это три. То же самое нужно и в бизнесе. Регби - самый демократичный вид спорта - в нем находят себе место и массивные гиганты, которые восхищают своей силой и напором, и маленькие игроки, у которых основное в игре - интеллект, умение быстро ориентироваться и строить командную игру, каждому найдется место в регби. Это и самый мужественный спорт - регбист не ноет и не падает картинно после каждого столкновения, не клянчит истерично у судьи штрафной. Как говорят англичане: “Что такое футбол? Это джентльменская игра хулиганов. Что такое регби? Хулиганская игра джентльменов”. Вот за это и люблю регби. Любимая сборная - Новой Зеландии, известная, как All Blacks.
- Александр, почему Вам нравится работать в Алматы?
- Алматы очень похож на город, в котором я родился, Тбилиси. Такая же атмосфера комфорта и легкой расслабленности. А человека всегда тянет к местам, похожим на те, где он родился. Когда моя супруга приезжала в Алматы, она заметила: “Такое ощущение, что Алматы не хватает моря...” “Почему?” - удивился я. “Просто ощущение приморского города по темпу жизни, по манерам людей... Здесь все есть от приморского города, кроме самого моря”...
- Насколько сбылась все же мечта “человек + технологии”?
- Сбылась. Превращать системы и технологии в ценности для людей и развивать человеческий капитал для совершенствования систем и технологий - что может быть интереснее? Именно человеческий капитал, а не человеческие ресурсы. В термине “ресурсы” есть что-то пассивно-уничижительное, а “человек” должно звучать гордо. Та же синергия, то же наведение “мостов”, что и в бионике, - люди и системы.
- Почему именно Казахстан?
- В Казахстане есть много идей - очень интересных даже на фоне мировых разработок. Литовский венчурный фонд - это возможность для реализации интересных идей казахстанцев, возможность талантливым людям развивать какие-то интересные продукты. И показать, что Казахстан богат не только сырьем, но и хорошим интеллектуальным капиталом.
- Вопрос как карьерному терапевту. В чем, по-Вашему, специфическая проблема казахстанских бизнесменов, топ-менеджеров?
- Как ни забавно прозвучит “диагноз”... проблема в том, что поразительно много “понтов” и показухи на один казахстанский квадратный метр. Очень много гонки за внешним атрибутом, особенно у тех же средних менеджеров. Они видят, что собственник или топ-менеджер катается на эксклюзивной машине, имеет кучу luxury-продуктов в пользовании, и пытаются им подражать в модели потребления. Но не понимают или не хотят понимать их ответственность за людей, способность принимать непростые решения, весьма стрессовый режим жизни, постоянное нервное напряжение. Все хотят быть “крутыми”. Вот просто “крутыми” и все, без всяких на то способностей и оснований. Без вдумчивой и целенаправленной работы над собой. Без понимания своих возможностей, без личных (не работодателя!) инвестиций в свое развитие, без осознания “потолка” своих достижений. В итоге - человек ничего не хочет вкладывать в себя, ждет, пока это за него сделает “корпорация”, способности к руководству ниже средних, но непомерные амбиции стать “большим руководителем”.
- Но такие “модели” все же работают, раз существуют, да еще и популярны?
- Они есть. Но ни к чему хорошему не приводят. Бездарный менеджмент может развалить любую, самую успешную компанию. Что регулярно и происходит на радость конкурентам. Все хотят просто двигаться исключительно и строго “вверх”, причем максимально быстро. От клерка к акционеру за пару лет. Другого варианта развития как бы и нет. Такая модель порождает очень много бездарных руководителей и еще больше личных трагедий. А ведь есть игнорируемое почти всеми горизонтальное развитие. Наращивание исключительных компетенций, которые делают тебя при любых обстоятельствах неуязвимым. И в финансовом отношении эта исключительность оплачивается гораздо выше, чем деятельность на “не до конца своем” месте директора. Что здесь главное? Сделать правильный выбор: ты отличный спец или средних способностей менеджер? С другой стороны, а что там, наверху? Не факт, что больше денег. Когда ты специалист высочайшего класса, ты получаешь сравнимые деньги или даже выше заурядного топа. Второе. Не факт, что статус “круче”. Профессионал диктует свои условия всем, ибо он краеугольный камень в фундаменте бизнеса. Посредственный топ-менеджер этой возможности лишен. И третье. Там, “на высоте”, все очень и очень неустойчиво. Там ты всегда сильно зависишь от обстоятельств. Кризис сократит тебя первым. А если ты ключевой специалист, ты всегда “на плаву”, при любом кризисе.
- Что же мешает расти горизонтально?
- Горизонтальный рост требует терпения, умения ждать результата и очень большого вклада в образование, в повышение квалификации. Причем, как я говорил, личного вклада. А это еще одна особенность казахстанского среднего менеджмента - он считает, что в него должно вкладываться руководство, корпорация. На мой взгляд, это личная забота и ответственность самого менеджера. Надо брать свою судьбу в свои руки. Что еще мешает? То, что человек не осознает до конца, что он, а не кто-либо должен быть стратегом в построении своей карьеры.
По мнению эксперта в области систем управления крупнейших компаний Александра Мурадяна, казахстанский бизнес похож на подростка, который уже вырос, но его еще детские мозги “не знают”, что со всем этим “богатством” делать. “Подросток” сшибает углы, предметы, его движения малопредсказуемы, но это естественный процесс, просто надо расти и развиваться - слушать себя, воспринимать советы знающих и не собирать лбом всю коллекцию грабель, которая встречается на пути взросления.
- Почему Вам комфортно жить и работать в Литве?
- Литва - это спокойствие и относительная предсказуемость. И вообще, Северная Европа и Балтия - отсутствие имперских замашек и декларативных вставаний с колен, это стабильность, хорошая экология, то, что надо для продуктивной интеллектуальной деятельности. Хочется и получается строить интересные модели для развития бизнеса, и нет необходимости пытаться удержать бизнес в рамках стабильности при нестабильной, непредсказуемой и агрессивной внешней среде. В Литве стоимость обеспечения бизнеса очень справедливая. Практически все стоит столько, сколько оно должно стоить. Никаких секретарш и водителей за 3000 евро, офисов в 200 евро за квадратный метр, 100 мегабитных каналов за 2000 евро в месяц. Персонал очень квалифицирован, мультиязычен и обязателен. Коммуникации недороги и качественны. Бюрократия в достаточно разумных рамках. Государство не мешает развиваться.
- Вы ведете в Литве тренинг “Как вести бизнес в Казахстане”. И как же?
- Все очень просто... И сложно одновременно... Универсального рецепта нет, но тем не менее... Во-первых, не считать себя лучше или умнее казахстанцев, как ни по-морализаторски это прозвучит. Во-вторых, не вести себя как аферист или колонизатор, пытаясь обмануть, играя на доверии, или обменять свои лежалые бусы на драгоценности, чем иногда грешат заезжие бизнесмены из дружественных Казахстану стран. В-третьих, обязательно понимать, уважать и принимать местные обычаи, но ровно в той мере, в какой будет комфортно обеим сторонам. В-четвертых, понимать, что не все так очевидно, как это кажется на первый взгляд. Радушие и гостеприимство потенциального партнера не показатель того, что с вами обязательно будут строить бизнес-отношения. В-пятых, без надлежащей подготовки и понимания всех тонкостей взаимодействия и построения деловых взаимоотношений можно наломать дров. Некорректная фраза в беседе, упоминание не того партнера... После таких тренингов участники понимают, готовы ли они “вести бизнес в Казахстане”, что экономит им и ресурсы, и время. И появляется понимание, будет ли бизнес в Казахстане успешным или нет. |