|
Лариса Попова - моя соседка. Мы живем через дорогу. Когда встречаюсь с ней, Лариса в разговоре обязательно приглашает меня посетить “Родительский клуб”. Если тебя как родителя интересуют качество образования, ЕНТ, низкая зарплата педагогов, взаимоотношения взрослых и детей, можно обсудить это в “Родительском клубе” или на страницах журнала “Открытая школа”, попробовать найти решение проблемы. Лариса Попова - исполнительный директор общественного образовательного фонда “Открытая школа”, редактор информационно-методического журнала “Открытая школа”. И мы с ней решили затронуть актуальнейшую из проблем - воспитание детей, общение с ними. Лариса Попова рассказала о своем проекте - “Живая связь времен”, призванном решать проблемы воспитания, взаимоотношений детей и взрослых
- Лариса, помню, ты как-то приглашала меня на заседание в “Родительский клуб”, чтобы обсудить роль папы в семье. Мне казалось, что роль папы огромна и очевидна - обеспечивать семью, служить примером для сыновей... Как прошло то заседание?
- Тема не исчерпана, мы постоянно обращаемся к ней. На первом заседании нашего клуба мы показали наш фильм “Роль отца: возвращение утраченного смысла”. Мы сняли документальный фильм “Живая связь времен” из 3 частей: “Колыбельные народов Казахстана”, “Роль отца...” и “Профессии бабушек и дедушек”, провели конкурс “Бабушкины сказки” и издали сборник “Сказочники среди нас”. После просмотра фильма “Роль отца: возвращение утраченного смысла” говорили о необходимости контакта отца с детьми. Очень важный для любой семьи разговор.
Для того, чтобы глубже проникнуть в суть темы, обсуждали фильм Сергея Звягинцева “Возвращение”. Ситуация в картине непростая: к детям возвращается отец, которого они, по сути, и не знали. В путешествии мальчики обретают отца, понимают, что человек им стал близок. Отец испытывает ответственность за сыновей, пытается научить их базовым вещам - быть сильными, заботиться о себе и близких, быть мужчинами.
Финал фильма трагичен: мальчики теряют отца в тот же день, когда узнали его, успели полюбить. Но он остался их отцом. Этот день вместил весь опыт общения отца с сыновьями. Фильм сколь трагичен, столь и светел - по сути.
- Приглашаете ли вы специалистов на заседания “Родительского клуба”?
- На одну из встреч приглашали психологов, чтобы они рассказали об эффективных моделях вербальной и невербальной коммуникации. Проблемы, которые возникают в семье, неисчерпаемы... Как видите, это не разовая акция, а большая кропотливая работа. Кстати, и очень непростая.
После первого заседания меня пригласили в одну школу на встречу с отцами.
Я, вдохновленная результатами заседания, согласилась и наткнулась на такую агрессию со стороны отцов, к которой была не готова. Конечно, агрессия - признак того, что я наступила на любимую мозоль и сделала отцам больно. В конечном итоге все завершилось позитивно - отцы предложили директору школы свою помощь в решении ряда вопросов, но от разговора о своей отцовской роли все-таки пока ушли. Но все же мы надеемся на продолжение общения.
- Воспитание детей всегда было непростым делом, а в наше время - особенно. Каковы, на Ваш взгляд, приметы воспитания детей сегодняшнего дня? В чем трудности именно в наши дни?..
- Сегодня дети обитают в неблагоприятной информационной среде. Этот факт уже даже доказывать не надо. В России, например, в декабре 2010 года приняли закон о защите детей от влияния этой среды, вступил он в силу с 1 сентября 2012 года.
Во-вторых, отсутствие времени у родителей... Они заняты добыванием “хлеба насущного”. В-третьих, сегодня положение родителей пошатнулось. Исчезает само понятие “родительская власть” (власть - это право и возможность принуждать кого-либо к чему-либо), в распоряжении родителей остались только авторитет (общепризнанное значение, влияние) и любовь. Но если власть давалась родителям извне (она была закреплена в нормах права), то авторитет и любовь нужно заработать самостоятельно. И это целиком и полностью зависит от родителей.
- Лариса, родителями становятся молодые люди, чье детство и юность пришлись на самые тяжелые первые годы перестройки, когда рушились привычные ценности...
- Под их обломками и оказались эти дети. Они видели растерянность и неуверенность взрослых, которые были в шоке и не смогли стать опорой в это трудное время для детей. В те годы шестиклассники на вопрос: “Кем ты хочешь стать?” отвечали: путаной (девочки) или киллером (мальчики). Теперь они выросли, повзрослели и поумнели, но последствия той духовной катастрофы, которую они пережили, сказываются сегодня на них и на их детях.
- Кто же поможет родителям?
- Дефицит родительского внимания могли бы восполнить бабушки и дедушки, но сегодня они далеки от своих внуков в прямом и переносном смысле. Мало осталось многопоколенных семей, особенно в городах.
Летом 2003 года я случайно оказалась на встрече с доктором медицинских наук, профессором Сергеем Казначеевым. Тогда он озвучил простую, но очень важную мысль: “У каждого поколения свои задачи. Задача детства - познание мира. Не отягощенные жизненным опытом, который учит отгораживаться от таящей опасность внешней среды, дети открыты ей. Они первыми “ловят” изменения, происходящие в мире, но не умеют еще их объяснить и проанализировать”. Таким образом, считает Казначеев, общество от поколения к поколению прирастает духовными ценностями. То есть не напрямую от отца к сыну, не линейно, как это кажется на первый взгляд. Это не просто передача прежнего опыта, а с “приращением” за счет осмысления опыта сегодняшнего дня. Таким образом, в процессе задействованы одновременно три поколения, и именно это делает межпоколенные связи прочными, а общество - устойчивым.
Справка “НП”
“Живая связь времен” - проект Общественного образовательного фонда “Открытая школа”, лауреат VII Ярмарки социальных идей и проектов в номинации “Семья и устойчивое развитие”. Ярмарку ежегодно проводит Фонд Первого Президента Республики Казахстан. Это логическое продолжение и развитие проекта “Родительский клуб как модель взаимодействия семьи и школы”, который ООФ “Открытая школа” осуществляет с 2009 года также при поддержке Фонда Первого Президента Республики Казахстан и при участии Государственной детской библиотеки имени С.Бегалина. |