|
Галя Галкина
Они с нами, свидетели той великой войны и великой Победы. Время стремительно отодвинуло две эти даты - начало и победное завершение Великой Отечественной войны - 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года... Две памятные даты почти сливаются в этом размахе десятилетий, уносящих события тех “сороковых роковых” от их участников и вместе с ними. Многих уж нет... Но память тех, кто с нами, кто жив, клокочет и бурлит... Воины Великой Отечественной, ныне люди преклонных лет, торопятся донести до нас все подробности того, что им довелось пережить, чтобы не повторилось... Их память до сих пор в огне. И все, что происходило после Победы, они поверяют высокой мерой войны и Победы
Новой мировой
войне не бывать!
Дмитрий Михайлович Малышев, участник ВОВ, полковник в отставке:
- Родился я в Сибири. Семья была большая. Шестилетним мальчишкой дедушка привез меня в город Алма-Ату. Это было в 1930 году. С тех пор я полюбил Алма-Ату, полюбил казахский народ и лучше уголка на земном шаре не нахожу. Много стран прошел в войну - Белоруссию, Украину, Молдову, Польшу, Румынию, Венгрию, но добрее казахского народа не встречал. Не случайно один польский путешественник так сказал: “Если бы во всем мире жили только казахи, то я бы обошел мир без единого тиына”, потому что в каждой юрте можно найти приют, гостеприимство - и накормят, и в дорогу что-то дадут.
19 августа 1942 года нас, выпускников школы ФЗО, 38 парней, слесарей-авторемонтников Алматинского завода тяжелого машиностроения (АЗТМ), Ленинский райвоенкомат направил на учебу в Харьковское танковое училище. После его окончания мы в том же составе выехали на фронт. Нам пришлось пройти немало огненных верст, потерять много боевых друзей. Это очень и очень тяжело... Я и сегодня никак не могу смириться с тем, что их, боевых танкистов нашего гвардейского Брестского полка, нет среди нас. Из 38 после войны вернулись домой только четверо - я, Ваня Волковенко, Володя Данилов и Миша Глухов. Но уже и их нет. Остались только письма моих товарищей. В них красной нитью проходит наша глубокая вера в то, что мы победим, гордость за то, что мы, казахстанцы, внесли свой личный вклад в Победу.
|
Дмитрий Малышев |
Что мне запомнилось из Великой Отечественной войны? Это первое крещение: Корсунь-Шевченковскую группировку немцев наш гвардейский танковый полк громил вместе с другими подразделениями. Затем шла операция “Багратион” по освобождению многострадального белорусского народа. Наш танковый полк освобождал город Брест и Брестскую крепость. Мы первые вышли на довоенную границу Белоруссии с Польшей по реке Буг. Форсировав реку Буг, мы пошли дальше по Польше, дошли до Варшавы. Там нас сменила 1-я армия Войска польского. Затем нас перебросили на 2-й Украинский фронт, командующим которым был Родион Яковлевич Малиновский.
Потом было освобождение Румынии. В Венгрии я был тяжело ранен в танковом бою у озера Балатон. Жестокий танковый бой. Шесть месяцев в госпитале, затем Москва, центр бронетанковых войск, там я встретил День победы. Я - участник Парада Победы 24 июня 1945 года - впечатляющее радостное событие! Было всеобщее ликование! Если будете смотреть кинохронику этого парада, то сможете увидеть меня, мой танк: я стою в башне третий с фланга.
Сейчас я пенсионер. Званый гость в университете, который закончил, Университет имени Сергея Мироновича Кирова, ныне - имени аль-Фараби. Выступаю в колледжах, академиях, библиотеках. Мне очень приятно встречаться с нашей прекрасной молодежью. Это наша смена, надежда. Всегда подчеркиваю значение патриотизма, значение любви к Родине. Потому что во время войны мы победили благодаря великому патриотизму нашего народа, от мала до велика. Мы победили потому, что была нерушимая дружба народов, единство армии и народа, единение боевых друзей и тружеников героического тыла. Пока живы дети, внуки и правнуки фронтовиков, пока ветераны с трепетом в сердце будут доводить до своих наследников о великом подвиге защитников Отечества, о беспримерном всенародном мужестве и самой Победе - новой мировой войне не бывать!
Самый лучший день
У Льва Демьяненко было вполне обычное довоенное детство... “Бунтарское” бегство из отчего дома, потом детский дом, шахты Караганды, фабрично-заводское училище... И вот вчерашний мальчишка оказался на фронте. Он не любит вспоминать события Великой Отечественной войны. Охотнее всего рассказывает о победном ее завершении. День победы - самый памятный и неповторимый.
Лев Павлович Демьяненко, ветеран войны и труда, полковник в отставке:
- Кто участвовал в этой войне, помнит этот день... Мне не хватало трех месяцев до 19 лет, я командовал пулеметной ротой, когда брали Берлин. Закончилась война! Я по-своему запомнил дни завершения войны. 21 апреля 1945 года - у нас радость, что мы первыми входим в Берлин. Вдруг приказ: “Окружить Берлин!” И мы с севера пошли его окружать. Оказывается, на западе фронт открыли для союзников, и они получили возможность войти в Берлин раньше нас. Выполняя приказ Главного командования, 25 апреля окружили Берлин и соединились с войсками 1-го Украинского фронта. Я в Берлин шел уже не с востока, а с запада. Таким образом именно советские войска вошли в Берлин первыми! 2 мая мы его взяли, 7 мая вышли на Эльбу, 9 мая окружили город Шпандау. Именно там отбывали наказание все гитлеровские преступники, виновники этой страшной войны. Там такие мощные сооружения, крепкие старинные замки, которых снаряды не берут, и вот в этом городе остатки гитлеровских войск дожидались своей участи. 9 мая стояла тишина - это было тихое, прекрасное утро... И вдруг тишину нарушают звуки выстрелов, сначала одиночные, а потом выстрелы зазвучали все активнее... Звуки стрельбы приближались. Всех нас подняли на ноги, мы решили, что кто-то прорвался. Потом видим: к нам несется группа солдат на лошадях. Наездники были по пояс раздеты, с гимнастерками в руках и ими радостно машут, кричат: “Победа! Победа!” А солдаты им салютуют, отсюда такая пальба! Этот день никогда не будет забыт.
|
Лев Демьяненко |
Страшна война
Ей, студентке Ташкентского мединститута, молодому врачу со специализацией хирурга, было 22 года, когда началась война. В январе 1942 года Софья Измайлова после завершения учебы вернулась в родной Талды-Курган. Работала в больнице, которая ежедневно принимала тяжелораненых с фронта. 22 марта 1943 года ей вручили повестку в военкомат, где Софья получила направление на месячную подготовку в Москве при Главном медико-санитарном управлении по полевой хирургии. И вскоре она уже была на 3-м Украинском фронте в 40-й дивизии, в 43-м гвардейском медсанбате.
София Искаковна Измайлова, хирург передового фронта, награждена орденом “Кџрмет”, член творческого объединения художников “Самоцветы”, 93 года:
“Рио-Рита, вертится
фокстрот”...
- Мы были буквально в одном-двух километрах от передовой. Страшна война: каждый день казался последним. Мы жили одним-единственным днем. Во время операции в нас мог попасть артиллерийский снаряд, мы могли оказаться под бомбежкой, но мы, хирурги, своего поста не покидали.
Раненые поступали к нам в шоковом состоянии. Сначала они были возбуждены, рвались куда-то, потом наступала апатия. Тяжело вспоминать, как раненые страдали от физической боли... Мы остро нуждались в донорской крови, и недостатка в ней не было. Донорскую кровь получали от нового пополнения солдат, они давали ее для раненых.
|
София Измайлова |
Из 40 обслуживающих медицинских работников медсанбата 20 погибли. Слава Богу, я осталась в живых. После войны продолжала заниматься сосудистой хирургией, научной работой - пластикой артериальных сосудов, синтетическими материалами. На войне наша работа казалась адом кромешным. Четыре хирурга на восьми столах работали в три смены, “на автопилоте”. Ни сна, ни отдыха. Медперсонал никогда не пользовался траншеями в моменты налетов фашистских бомбардировщиков. Под гул самолетов, разрывы снарядов шла работа. Редко бывали минуты затишья. Тогда бойцы собирались в уцелевших деревенских клубах, музыкальный взвод играл старинный вальс “Осенний сон”, “Рио-Риту”... Те, у кого ноги были целы, танцевали, остальные выбивали в такт костылями, тростью... Мы ведь были молоды...
Софья Измайлова нашла свое счастье на войне. Медсанбат стоял под Одессой, когда юной Софье сделал предложение капитан Николай. За 57 лет совместной жизни они вместе прошли дорогами войны и мира. Николай покинул этот мир, не дожив до 65-летия великой Победы. А Софья Измайлова сегодня полна веры в жизнь. Доброго ей здоровья!
фото автора |