|
Галя Галкина
Она смогла приобрести новые профессиональные навыки, когда этого потребовали обстоятельства. Длительное время работала без денежного вознаграждения волонтером, зато приобрела уникальный опыт. Поменяла страну проживания, понимая, что весь мир открыт. Смело берется за самые масштабные проекты: “Мы сами создаем себе ограничения!” Ей вполне комфортно в мужской профессии, не потому, что быть кинопродюсером просто, она бросила вызов трудностям и провозгласила: “Все легко и просто, мне нравится заниматься этим!” И ей на самом деле стало легко...
Майра Карсакбаева, генеральный продюсер телевизионного многосерийного художественного фильма “Спасатель”, снимает очередную серию, параллельно ведет еще несколько проектов и мечтает вывести казахстанский кинематограф на мировой уровень
- Как возник замысел снять телевизионный многосерийный художественный фильм “Спасатель”?
- В прошлом году летом я встречалась с бывшим министром информации А.К.Жумагалиевым. Мы разговаривали о киноиндустрии здесь, в Казахстане, в Канаде и США. Министр сокрушался, что в Казахстане снимается немного сериалов, и предложил запустить телевизионный многосерийный экшн. Мы ухватились за эту идею. Написали синопсис о работе спасателей, собрали сценаристов, и все закрутилось... Мы снимаем по заказу ТРК “Казахстан”.
- У Вас, продюсера этого сериала, наверняка есть свое собственное послание зрителям. Что Вы хотите сказать людям?
- Как говорят в Америке, massage, послание нашего сериала: берегите себя! Take care! Раньше я не знала специфики работы МЧС. Теперь, погружаясь в съемки, все больше исследую деятельность спасателей. И поражаюсь тому, что они спасают жизни людей, которые по глупости создали катастрофу. В 80 процентах катастрофы происходят из-за глупых действий людей. В чем отличие спасателей США и их коллег в Казахстане? В США есть закон, запрещающий предпринимать действия по спасению граждан, если есть угроза для жизни самих спасателей. И специалисты подчиняются этому закону. У нас нет такого закона. Даже если бы и был, спасатели, не задумываясь, рискнули бы собственной жизнью, спасли тех людей, которые по собственной глупости сотворили катастрофу. Поэтому я хочу сказать: берегите себя и окружающих. Не подвергайте смертельному риску себя и тех, кто вокруг. Мы хотим показать это в сериале. Открываем внутреннюю жизнь спасателей. Они - герои нашего времени, но о них не знают. Поэтому мы хотим, чтобы о спасателях, их работе было известно.
- Вы уже значительное время живете в Канаде, приехали с семьей в Казахстан, чтобы снять сериал. Как Вы оказались в Канаде? Наверняка сравниваете две страны.
- Раньше я работала в американских компаниях. И однажды решилась поехать за океан. Вовсе не оттого, что мне здесь было плохо... Подумала, пока мы молоды, почему бы не поездить, не увидеть другие страны... Мне говорили: “Ты покидаешь Родину! Тебе не страшно?” Я отвечала: “Моя Родина - это моя семья”. Мне хотелось приключений - поехать, поработать, пожить... Почему бы и нет? Почему мы ограничиваем себя? Предложила мужу уехать в Канаду. В конце декабря 2004 года мы эмигрировали. И через две недели получили статус постоянного проживания. Работала в Вашингтоне, в Нью-Йорке. Если человек трудолюбив, амбициозен, то для него мир открыт, особенно в США, Канаде. Везде есть хорошие люди, мне на них везет. За океаном я работала в основном продакшн-менеджером. Муж снимался в кино (Тохтар - сын известного казахского режиссера Абдуллы Карсакбаева, автора фильмов “Меня зовут Кожа”, “Тревожное утро”, “Брат мой”, “Погоня в степи” и др.). В кино я пришла работать будучи волонтером. И таким образом постигала профессию. Там очень развито волонтерское движение. Наша семья связана с кино. Тохтар снимался как актер, работал режиссером, писал сценарии. Но ему больше нравится жить в Казахстане. Когда я говорю ему: “Давай постоянно жить в Канаде!”, он отвечает: “Ты меня тревожишь!” Сын, Муса, больше канадец... Когда мы находимся здесь, он меня спрашивает: “Когда мы уедем домой?”, имея в виду Канаду... Первый язык Мусы - казахский, второй - английский и третий - русский. В сериале он играет братишку главного героя.
- Сегодня женщины смело идут в мужские профессии. На мой взгляд, продюсер - вполне мужская профессия. Как Вы справляетесь с этой ношей?
- Это мужская профессия. В Канаде есть ассоциация - Women in Film and Video - “Женщина в кино и видео”. Мы помогаем друг другу - продвигаем проекты. Каждую неделю собираемся по четвергам. Там между собой мы говорим, что продюсер - женская профессия. Кто дома в основном управляет бюджетом? Женщина. Так и в кино. В Казахстане нужно создавать мост между творческим потенциалом и инвестором. В стране есть богатые люди, которые могут оценить проект и вложить в него средства.
Мне было тяжело на начальном этапе снимать “Спасателя”. Одна за все отвечаю, контролирую. Я знала, что мне предстоит по плану сделать за день, что ждет завтра, послезавтра... Это могло показаться непосильной ношей. Потом я дала себе установку, что все легко и просто, что мне нравится заниматься этим, это мое хобби, которым я наслаждаюсь. И мне действительно стало легко! Я не устаю. Работы меньше не стало. Мой жизненный опыт говорит: нас порой парализует страх, но не нужно бояться ошибаться. Не страшитесь даже будущих ошибок! Самоосуждение, страхи, тревоги сковывают, мешают двигаться вперед.
- Вам приходится работать с подчиненными. Общение с ними требует собранности, терпения. Не возникает раздражения, усталости?
- Работа в кино чрезвычайно напряженная. Я общаюсь с мамой Тохтара, она была вторым режиссером, проработала 34 года в кино, была супругой и соратницей режиссера, заслуженного деятеля искусств КазССР Абдуллы Карсакбаева. Эти люди сгорали на работе, умирали на полушаге, получали инфаркты... В мир кино я вошла потому, что мой муж Тохтар из семьи кинодеятелей. Раньше я думала: как люди справляются? Мама Тохтара на днях сказала мне: “В кино каждый проект - это сброд! Люди отовсюду собираются и начинается проект”. И у каждого человека свой характер, амбиции. Когда мы ценим человека, у него раскрываются способности. А если человек сталкивается с недоверием и критикой, то забывает даже то, что знает. Мы - не судьи, чтобы судить кого-то. Помните, в фильме “Меня зовут Кожа” Абдуллы Карсакбаева герой говорит: “Мы не судьи, мы - пионеры!” Я порой повторяю эти слова. Они библейские: “Не суди, не судим будешь”. К каждому человеку нужно относиться с благоговением. Каждый несет в себе огромный мир.
- Не могу не спросить о будущих проектах...
- Есть один большой и важный проект - создание в Казахстане независимой высокопрофессиональной кинокомиссии по аналогии с Таможенным союзом, который стал велением современности, времени... Казахстан бурно развивается, у страны большое будущее. Причем будущее Казахстана - в создании копродукции. Весь мир объединяется. Кинематографисты поняли, что нужно держаться друг друга. Это объединение и есть территория проката - любая страна. И когда я в разных странах говорю о копродукции, меня тут же спрашивают: “Есть ли у вас кинокомиссия?” В США, Канаде, России, Украине есть кинокомиссии. В Америке их 50! В Казахстане до сих пор нет таковой. Пока не удается решить эту проблему. Кинокомиссия занимается копродукцией. Чтобы привезти из-за океана кинематографистов и вместе снимать фильм, заокеанские партнеры должны быть заинтересованы. И американцы, канадцы просят единственную выгоду - налоговое облегчение. Этим могла бы заниматься кинокомиссия. Когда я заявляю, что в Казахстане нет кинокомиссии, со мной дальше уже не хотят разговаривать. Какой бы ни была красивой наша страна, коль нет кинокомиссии, нашим заокеанским и европейским коллегам делать здесь нечего! Работу кинокомиссии финансирует государство. Если, к примеру, я привезу из США проект - съемки совместного фильма за 100 миллионов долларов, то это должно быть выгодно Казахстану: будут открыты рабочие места, гостиницы получат клиентов и так далее... И все, что просят иностранные кинематографисты, - послабления в налогах. Это нормальная мировая практика. В Казахстане не было серьезной, равноправной копродукции, хотя мы достойны этого. Хотелось бы создать этот благоприятный режим для работы в Казахстане - кинокомиссию, иначе страна останется на периферии мирового кинематографа.
Справка “НП”
Maйра Карсакбаева - продюсер, член северо-американских киноассоциаций ACFC и Women in Film and Video. Закончила философско-экономический факультет КазГУ. Официальный представитель “Недели моды в Вашингтоне” по международным дизайнерам (организовывала участие Балнур Асановой (“Сымбат”), Куралай Нуркадиловой, Аккенже Девятко и дизайнеров др. стран).
Опыт работы:
Линейный продюсер фильма Love is the best medicine (Kанада, РФ), менеджер производства фильма Fading (Канада), менеджер производства фильма Make-up the dead (Kанада, США), линейный продюсер фильма The Cave (Украина, США), координатор фильма “Кто вы, господин Ка?” (Таиланд, РК), продюсер фильма Borat’s repentance” (РК), исполнительный продюсер фильма “Качели” (РК), директор документального фильма “Абдулла Карсакбаев”, координатор художественного фильма The Gray Man, производство “20 век Фокс”, генеральный продюсер телевизионного многосерийного художественного фильма “Спасатель”. |