|
Галя Галкина
“Я как-то совсем слился с народом и как индивид почти не существую. Что странно, как начну думать о себе, так мне становится плохо, давит какая-то зловещая апатия. Как начну думать о народе, то чувствую прилив сил. И огоньки вспыхивают в сознании, ясно вижу зарницы надежды на исцеление. Во мне пробуждается новая сила”. Это не публичное выступление яркого общественного деятеля советской поры легендарного министра культуры Ильяса Омарова, это запись в дневнике, для себя. В искренности автора этих строк казахстанцы убеждались на деле.
Человек удивительной, пронзительной жертвенности и беззаветного служения народу, он писал в своем дневнике: “Я готов пойти на что угодно - трудиться, мучиться, плакать, но чтобы только люди улыбались и больше озарялись жизнеутверждающей улыбкой, и жаль, что половина человечества не может еще разомкнуть сурово сдвинутые брови”.
100-летие выдающегося общественного деятеля отмечала недавно казахстанская общественность. Этому событию посвятила концерт солистка Казахской Государственной филармонии имени Жамбыла Жанар Сулейманова
Перед началом концерта Жанар Сулейманова рассказала о легендарном министре культуры, отметив его главные качества и черты. Выступила также внучка Ильяса Омарова Алина Самай-Омарова, кандидат политических наук, доцент университета “Туран”.
Жанар Сулейманова в своем концерте обратилась к самым любимым произведениям Ильяса Омарова, чей музыкальный кругозор был весьма широк. Были исполнены произведения И.С. Баха, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Ф. Листа.
Жанар Сулейманова, дипломант международных конкурсов:
- Ильяс Омаров любил классику, высоко чтил Баха, Бетховена. Музыка Баха всегда поднимает сердца ввысь. Это музыка философских раздумий, порой - религиозных идей. Конечно, в советское время речь об этом не шла. Но ясно, что это музыка особой силы духа. Любое произведение Баха заканчивается мажором, даже если это трагическое произведение. Вершиной творчества Бетховена является 9-я симфония, где старинный христианский гимн “Обнимитесь, миллионы!” обретает общечеловеческое значение. Словно в созвучии с этой идеей Ильяс Омаров пишет в своем дневнике: “Ох, как я люблю людей, всех людей, но честных, мне не важно, кто он по национальности, лишь бы он был человеком в истинном, гордом значении этого слова. Да живет и здравствует братство людей на земле!”
Жанар Сулейманова исполняла произведения на фортепиано именно так, как и в своем творчестве, и деятельности стремился ее славный соотечественник и родственник, - “чтобы только люди улыбались и больше озарялись жизнеутверждающей улыбкой”.
Главное, что отличало Ильяса Омарова в то непростое время, были не только профессионализм и деловая хватка, присущие, конечно, многим руководителям, но это высокий гуманизм и акцент на человеке как на главной ценности. Он говорил: “Душа работы с людьми - творчество. Творческое отношение к работе сулит творческую инициативу. Люди нестандартны. Они разные, этим и интересны. Поэтому стандартный подход немыслим так же, как если сшить всем шапки одинакового размера”. Глубокое знание классической литературы, где маленький человек является центром, и все его страдания, тревоги показаны, а также собственная драматическая жизнь Ильяса Омарова позволили ему сделать такой вывод: “Горе многих наших руководящих товарищей заключается в том, что они никак не умеют поставить себя в положение простого человека с тем, чтобы его глазами посмотреть на себя, а поэтому проявляемая иногда простота выглядит нарочитым одолжением, снисхождением к человеку. Это фальшивое чувство. Нельзя заигрывать с людьми, ибо они не пешки”.
Отец Ильяса Омарова был репрессирован, мать он потерял очень рано. Вырос в детдоме, в кустанайской “Казкоммуне”, из которой вышли многие замечательные деятели Казахстана. В 1933 году, окончив Среднеазиатский университет в Ташкенте, он приехал в столицу Казахстана тех лет Кызыл-Орду работать директором Торгового техникума. Это был очень энергичный, успешный в работе человек. Его тут же рекомендовали в члены Коммунистической партии. Но членом партии был недолго. Влюбился в дочь врага народа, купца первой гильдии Гульшат Мурзабаеву, и когда он собрался жениться, то был подвергнут идеологической обработке, ему внушали, что нельзя жениться такому видному, перспективному коммунисту на дочери врага народа. Встал вопрос - членство в партии или женитьба. Ильяс Омаров молча выложил на стол партбилет и револьвер. Ильяс женился на Гульшат и потерял работу. Несколько месяцев был без работы. Потом друзья предупредили, что он попал в список неблагонадежных, Ильяс Омаров уехал с семьей в Алма-Ату. Через несколько лет у него начался новый карьерный взлет.
Ильяса Омарова отличали необычные для руководителя поступки. Например, будучи секретарем компартии по идеологии в сороковые годы, он попросил убрать постового милиционера около своего дома. Сказал, что стыдно секретарю по идеологии иметь охрану. Ночью к нему могли прийти люди, вышедшие из Гулага. По свидетельству Снегина, Ильяс Омаров бесплатно обеспечивал семьи фронтовиков всем необходимым, особенно, если там были грудные дети. А ведь он рисковал поплатиться по закону военного времени за превышение служебных полномочий.
В 1948 году вышел двухтомник истории Казахской ССР. Ильяс Омаров был одним из главных редакторов. Двух авторов, историков Ермухана Бекмаханова и Бека Сулейменова, посадили за “неправильную трактовку” истории Казахстана. Ильяс Омаров также попал в опалу. Он и Каныш Сатпаев были названы, по словам Алексея Брагина, “казахскими штрафниками и покровителями буржуазных националистов”. На самом деле вся их вина заключалась в том, что в книге вышли статьи о ханах Кенесары и Аблае.
Вот отрывок из последней записи Ильяса Омарова перед операцией, незадолго до его ухода из жизни: “Сожалеть не о чем, я же не просто жил, а жил активно, главное - для людей. Чем больше сделал для народа, тем он ближе ко мне. Этим принципом, а не по родству и землячеству руководствовался я всю жизнь. Мне был важен человек, а не его национальная или иная принадлежность”.
Особая заслуга Ильяса Омарова в том, что именно ему принадлежит реализация идеи возрождения казахской национальной культуры как самостоятельного этнического образования.
Патриот в понимании И. О.Омарова - это человек, способный пожертвовать собой ради своего народа и страны. Сам И.О. Омаров, стараясь соответствовать этим требованиям, смысл всех поступков сводил к одному - ответственности за свою страну, свой народ. |