Манат Бейсембай, член Союза журналистов РК, архитектор:
- Все культурное наследство
Аскарбека Сакижана, юбилей которого отмечает сегодня сообщество архитекторов, можно разделить на три большие части: первая - это то, что скульптор делал в середине 1970-х годов, когда только что окончил вуз, вторая связана с идеями монументальной пропаганды, третья - все то, что сделано с 2000-х годов. Первая - самая “культурная”, мастеровитая, интересная с точки зрения знания пластических законов и их использования. Вторая - самая новаторская, напряженная. Третья, можно сказать, академическая - скульптурные бюсты государственных и общественных деятелей России и Казахстана.
Как преподаватель Аскарбек Сакижан стремился воспитывать у студентов способность воспринимать объем не как замкнутую величину, а в его сложном взаимодействий с окружающим пространством. Важным является коллективный способ обучения. Путь к объективным истинам лежит через коллективный опыт. Поэтому во всем “казгасасовском подвиге” есть важная доля Аскарбека Канатбекулы Сакижана.
В 1969 году начал трудовую деятельность в качестве преподавателя дисциплин “скульптура” и “рисунок” на архитектурном факультете Казахского политехнического института имени В.И. Ленина (КазПТИ). После неоднократных переименований - Казахская головная архитектурно-строительная академия (КазГАСА).
Среди бумаг, хранящихся в его мастерской, есть целый ряд программ и пояснительных записок к этим программам. Многие из них датированы временем тридцатилетней давности. Когда рассматриваются краткие программы скульптурной мастерской факультета “Дизайн”, мы угадываем в них опыт многолетней преподавательской деятельности. В записках всячески подчеркивается роль учебного процесса и практики, а также связь искусства с учебным началом.
|