ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Маруар-Малгожата Люди

Галя Галкина
Ученики, коллеги, друзья зовут ее Маргаритой, поляки - пани Малгожатой, в ее документах значится красивое имя Маруар. Говорит на трех языках - казахском, русском, немного на польском - и ее душа открыта миру. Эта полифоничность имен, языков, интересов отражает интернациональность, любопытство, доброжелательность, широту взглядов директора школы-гимназии №23 Маргариты Ахмуллаевны Нарбаевой

Интервью с ней я записала в стенах школы №23, куда пришли представители высшего образования Польши, чтобы познакомиться со знаменитым польским классом, который действует в этой школе уже около 20 лет при полной поддержке директора. Хотя сама свою работу оценивает скромно: “Работаю, как и все. Ничего особенно выдающегося нет... Любой директор школы так будет поддерживать подобную инициативу. Любой директор заинтересован в развитии своего образовательного учреждения. Это же хорошо, что дети так стремятся познать мир. Они же тоже посланцы Казахстана! В Польше очень много узнали о Казахстане благодаря нашим детям. Если не молодые, то кто? Надо сплачивать молодежь. Едва не выпал целый пласт из интернационального воспитания - перестроечный, постперестроечный периоды.
В школе №23 учителя и дети за все эти годы принимали в гости множество поляков - учителей Польши, бизнесменов, депутатов Польского сейма, представителей разных сфер деятельности.
В кабинете директора - фотографии детей-выпускников польского класса. Дети держат перед собой сертификаты, свидетельствующие о том, что у учеников польского класса есть определенная степень квалификации в знании польского языка. Они успешно сдали экзамены, весь класс, одиннадцать человек поступили в высшие учебные заведения Польши, двое на платной основе, остальные на бюджет. Федору Курочкину, ребенку из SOS-деревни, обучение оплатили спонсоры детской деревни, один ученик из благополучной семьи поехал на средства родителей.
alt
Все эти подробности важны, ведь они отражают заинтересованность и Польши, и Казахстана в образовании детей, в посильной помощи всех сторон. Маргарита Ахмуллаевна старается не упустить ничего.
- Поляки очень ценят совместную работу. Бережно, с благодарностью к этому относятся.
В 1994 году мы получили статус школы-гимназии. В этом же году на основе соглашений двух министерств - Казахстана и Польши - на базе школы открыли польский класс.
 К нам приехала работать в качестве учителя польского языка Анна Самсон. Проработала год. Положила начало созданию польских классов. И потом каждый год приезжали учителя польского языка. Дольше всех была с нами пани Марта Зелинска. Очень сильный педагог. Это учитель от Бога. Вспоминаю Михала Гречилу, он провел очень большую работу с обществом “Вензь” (поляки Алматы) по укреплению дружбы между молодым и старшим поколениями. У всех польских учителей, которые работали в нашей школе, была единая задача - возрождение польского духа у детей польского происхождения.
 - Как Вы относитесь к тому, что ваши дети из польского класса, выпускники польских вузов, не всегда возвращаются?
- Иногда они бывают не востребованы. Поэтому предпочитают остаться там. Но после вступления Польши в Евросоюз у этих детей появилось больше перспектив. Наша девочка, выпускница 2004 года - Зоя Гузовская, успешно закончила Варшавский университет, параллельно еще один университет, потом магистратуру. Училась очень хорошо на бюджете. И на ярмарке рабочих мест ее с большой охотой пригласили работать в солидную фирму, оставили в Польше. Она и в школе была звездочкой. Полиглот, знала несколько языков... С одной стороны, это утечка умов. Но с другой - благодаря Закону о языках у детей появилась возможность учить язык предков.
История Польши трагичная, драматичная. Поэтому их желание познать историю предков, попасть на историческую родину поражает своей патриотичностью. И все польские учителя, которые работали у нас, - патриоты своей страны.
Маргарита Ахмуллаевна может часами рассказывать о польском классе. О том, например, как Марта Зелинска организовывала поездки в Польшу для ребят 23-й школы - по два раза в год на каникулах. Польские бизнесмены ей в этом помогали, ведь это требовало определенных финансовых затрат. Дети ездили зимой и летом, на весь период летних каникул, - либо в молодежный лагерь, либо жили в польских семьях. Дети получили большую языковую практику.
- Поэтому каждый год комиссия, которая приезжает из Министерства образования Польши к нам, дает высокую оценку знанию польского языка наших детей. Потому что изучение языка шло не только на уроках. Была большая внеурочная работа. Это все национальные праздники Польши, национальные праздники Казахстана. Готовясь к мероприятиям, совершенствовали польский язык. Проводили Наурыз на польском языке... А польская песенка “Шла дэвэчка до лэсэчку” стала чуть ли не нашим неофициальным гимном. Когда дети выезжают в Польшу, они везут казахстанскую культуру, наши песни, танцы, обязательно берут национальные костюмы, фильмы о Казахстане. И там, в Польше, выступают настоящими патриотами Казахстана. В 2000 году делегация детей 23-й школы ездила в Польшу. Я была с ними. Группа объездила всю страну, вернулась в Варшаву. Нас пригласили в казахстанское посольство, располагающееся в привлекательном особнячке. Когда дети увидели наш флаг, она закричали, запрыгали... Потом встали кругом и запели гимн Казахстана. Можете себе представить? Чтобы узнать степень патриотизма людей, нужно вывезти их за пределы родины.
- Вы часто принимаете поляков в своей школе, нет ли какого-то барьера в понимании?
- Наше восточное гостеприимство удивляет и восхищает поляков. Они влюблены в Казахстан. Когда приехала первая делегация учителей из Колобжега, польские коллеги были потрясены. Мы же принимаем с восточным размахом. Показали им все уголки алматинской области. Их восхищало все - наш народ, коллектив школы, родители детей, сами дети, ученики польского класса. Поляки не скрывали потрясения. И когда они уезжали, то плакали даже мужчины. Последнюю делегацию встречали в 2009 году. Там был представитель польской фирмы Зенон, он тоже прослезился... Наш народ умеет дарить радость, тепло. Нет в нас чопорности, надменности. Наоборот, в нас есть какое-то чувство простоты. Там, где нет простоты и доброты, там нет величия.
- Вы - директор большой школы-гимназии. И у Вас на попечении много детей. Мы узнали, что выпускники польского класса поступают в польские вузы. А как основная масса учеников? Они успешно поступают? И какие выбирают вузы?
- Сейчас все больше детей устремляются в вузы дальнего зарубежья. Такое у них стремление. Много детей поступает в КИМЭП. Мы получили сертификат этого учебного заведения за отличные показатели в подготовке выдающихся учеников. В прошлом учебном году результаты ЕНТ у нас были хуже на 6 пунктов. Но это не вина детей, не вина коллег. Здесь большую роль играет человеческий фактор. Поэтому определять рейтинг школы по результатам ЕНТ не всегда справедливо. И в этом году готовимся к ЕНТ. Несколько лет подряд дети получали гранты по программе “Болашак”, кроме прошлого года.
- Какие воспоминания вызывает советская школа?
 - Самые лучшие. Все-таки была четкая субординация - “родитель - школа”. Уважение детей мы не растеряли. Дети, находясь в школе, уважают нас, нашу профессию. Единицы родителей, к сожалению, относятся к нам скептически. Родительская культура стала такой. В советское время родители с уважением произносили слово “учитель”, знали по имени-отчеству. А сегодня слово это звучит так: “учитель?” Нас называют “физичка”, “химичка”, “географичка”... Что повлияло на родителей? Тот статус учителя, который сформировался сегодня в обществе... Положительный опыт учителя редко освещается в СМИ... А ведь в школе делают очень много нового, также обращаются к прошлому положительному опыту. Мне нравится возвращение к детским организациям. Ученики с волнением вступают в “Улан”, как мы когда-то в пионеры. А сколько детских мероприятий проходит в городе... Нас не видят, родители не замечают наш вклад, увы...
Конечно, учителя зарабатывают порой намного меньше, чем родители. Возможно, это дает повод относиться к нам слегка свысока. Но мы свято выполняем приказ о запрете сбора денег. Это нам дает право разговаривать с родителями на равных и даже оставаться на должной высоте... Потому что мы не дилетанты в своей профессии, и мы не зависим от родителей материально. Это нам дает право объективно оценивать ребенка и говорить с родителем на языке закона.
- Какие у Вас мечты в связи со школой?
 - Мне бы хотелось стабильности в требованиях со стороны министерства, общества. Все реформы, которые происходят в образовании, порой противоречивы, создают ненужную нагрузку для учителей. Хотелось бы дать больше свободы учителю. Я бы, например, тех учителей, кто действительно работает, перевела бы на доверие, а может быть, и целые школы... Тотальный контроль ни к чему. Я бы хотела опровергнуть миф о зараженности коррупцией директоров школ. Сегодня школа находится под обстрелом многих инстанций. Вывели бы часть функций из школы - сделали бы децентрализацию бухгалтерии. Мы бы занимались только образованием.
Конечно, я всю жизнь была замужем за школой. Люблю нашу 23-ю школу, всегда любила... Вся моя жизнь связана с ней. Мой сын здесь учился. Сейчас, когда появляются внучки, оцениваешь свою жизнь по-другому. Внучки немного затмили школу. Но все же я люблю ее. Знаю здесь каждый уголок.
Наша школа - как живой организм. Я ее не связываю с казенным помещением. Никогда не чувствую себя в школе чужой. Скорее, дома я как временный гость. А здесь у меня крылья расправляются, дыхание открывается. Вот мои дети. Я их так и зову - детка, деточка, балам... Сегодня дети открытые, доверчивые, позитивные, добрые... Мы о многом с ними говорим. Многие читают классику и современную литературу. У них огромное стремление к познанию. Мы получаем большое удовольствие от работы с детьми. Выйдите в коридор школы, посмотрите - дети идут и улыбаются. Что такое улыбка? Это внутренний душевный комфорт. Здесь учится много детей, чьи родители прошли через мои руки.
Что желаю для себя? Я получаю большое удовольствие от работы. Без кривизны души. Без любимой работы человек быстро сдается годам, стареет, падает духом. Моя мечта - работать!

Справка “НП”
Общий педагогический стаж 35 лет. В 1979 году закончила Казахский педагогический институт имени Абая, естественно-географический факультет, получила специальность “учитель географии и биологии”. Год проработала в Кокчетаве, а с 1980 года - в 23-й школе. Прошла все ступени - учитель, классный руководитель, завуч, с 1995 года - директор школы. “Отличник образования РК”, имеет золотой крест “За заслуги” - награда президента Польши. Грамоты Министерства образования РК, управления образования, грамота акима района, благодарственное письмо акима города, посвященное юбилею Ассамблеи народа Казахстана.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение