|
Галя Галкина
Ученики, коллеги, друзья зовут ее Маргаритой, поляки - пани Малгожатой, в ее документах значится красивое имя Маруар. Говорит на трех языках - казахском, русском, немного на польском - и ее душа открыта миру. Эта полифоничность имен, языков, интересов отражает интернациональность, любопытство, доброжелательность, широту взглядов директора школы-гимназии №23 Маргариты Ахмуллаевны Нарбаевой
Интервью с ней я записала в стенах школы №23, куда пришли представители высшего образования Польши, чтобы познакомиться со знаменитым польским классом, который действует в этой школе уже около 20 лет при полной поддержке директора. Хотя сама свою работу оценивает скромно: “Работаю, как и все. Ничего особенно выдающегося нет... Любой директор школы так будет поддерживать подобную инициативу. Любой директор заинтересован в развитии своего образовательного учреждения. Это же хорошо, что дети так стремятся познать мир. Они же тоже посланцы Казахстана! В Польше очень много узнали о Казахстане благодаря нашим детям. Если не молодые, то кто? Надо сплачивать молодежь. Едва не выпал целый пласт из интернационального воспитания - перестроечный, постперестроечный периоды.
В школе №23 учителя и дети за все эти годы принимали в гости множество поляков - учителей Польши, бизнесменов, депутатов Польского сейма, представителей разных сфер деятельности.
В кабинете директора - фотографии детей-выпускников польского класса. Дети держат перед собой сертификаты, свидетельствующие о том, что у учеников польского класса есть определенная степень квалификации в знании польского языка. Они успешно сдали экзамены, весь класс, одиннадцать человек поступили в высшие учебные заведения Польши, двое на платной основе, остальные на бюджет. Федору Курочкину, ребенку из SOS-деревни, обучение оплатили спонсоры детской деревни, один ученик из благополучной семьи поехал на средства родителей.
Все эти подробности важны, ведь они отражают заинтересованность и Польши, и Казахстана в образовании детей, в посильной помощи всех сторон. Маргарита Ахмуллаевна старается не упустить ничего.
- Поляки очень ценят совместную работу. Бережно, с благодарностью к этому относятся.
В 1994 году мы получили статус школы-гимназии. В этом же году на основе соглашений двух министерств - Казахстана и Польши - на базе школы открыли польский класс.
К нам приехала работать в качестве учителя польского языка Анна Самсон. Проработала год. Положила начало созданию польских классов. И потом каждый год приезжали учителя польского языка. Дольше всех была с нами пани Марта Зелинска. Очень сильный педагог. Это учитель от Бога. Вспоминаю Михала Гречилу, он провел очень большую работу с обществом “Вензь” (поляки Алматы) по укреплению дружбы между молодым и старшим поколениями. У всех польских учителей, которые работали в нашей школе, была единая задача - возрождение польского духа у детей польского происхождения.
- Как Вы относитесь к тому, что ваши дети из польского класса, выпускники польских вузов, не всегда возвращаются?
- Иногда они бывают не востребованы. Поэтому предпочитают остаться там. Но после вступления Польши в Евросоюз у этих детей появилось больше перспектив. Наша девочка, выпускница 2004 года - Зоя Гузовская, успешно закончила Варшавский университет, параллельно еще один университет, потом магистратуру. Училась очень хорошо на бюджете. И на ярмарке рабочих мест ее с большой охотой пригласили работать в солидную фирму, оставили в Польше. Она и в школе была звездочкой. Полиглот, знала несколько языков... С одной стороны, это утечка умов. Но с другой - благодаря Закону о языках у детей появилась возможность учить язык предков.
История Польши трагичная, драматичная. Поэтому их желание познать историю предков, попасть на историческую родину поражает своей патриотичностью. И все польские учителя, которые работали у нас, - патриоты своей страны.
Маргарита Ахмуллаевна может часами рассказывать о польском классе. О том, например, как Марта Зелинска организовывала поездки в Польшу для ребят 23-й школы - по два раза в год на каникулах. Польские бизнесмены ей в этом помогали, ведь это требовало определенных финансовых затрат. Дети ездили зимой и летом, на весь период летних каникул, - либо в молодежный лагерь, либо жили в польских семьях. Дети получили большую языковую практику.
- Поэтому каждый год комиссия, которая приезжает из Министерства образования Польши к нам, дает высокую оценку знанию польского языка наших детей. Потому что изучение языка шло не только на уроках. Была большая внеурочная работа. Это все национальные праздники Польши, национальные праздники Казахстана. Готовясь к мероприятиям, совершенствовали польский язык. Проводили Наурыз на польском языке... А польская песенка “Шла дэвэчка до лэсэчку” стала чуть ли не нашим неофициальным гимном. Когда дети выезжают в Польшу, они везут казахстанскую культуру, наши песни, танцы, обязательно берут национальные костюмы, фильмы о Казахстане. И там, в Польше, выступают настоящими патриотами Казахстана. В 2000 году делегация детей 23-й школы ездила в Польшу. Я была с ними. Группа объездила всю страну, вернулась в Варшаву. Нас пригласили в казахстанское посольство, располагающееся в привлекательном особнячке. Когда дети увидели наш флаг, она закричали, запрыгали... Потом встали кругом и запели гимн Казахстана. Можете себе представить? Чтобы узнать степень патриотизма людей, нужно вывезти их за пределы родины.
- Вы часто принимаете поляков в своей школе, нет ли какого-то барьера в понимании?
- Наше восточное гостеприимство удивляет и восхищает поляков. Они влюблены в Казахстан. Когда приехала первая делегация учителей из Колобжега, польские коллеги были потрясены. Мы же принимаем с восточным размахом. Показали им все уголки алматинской области. Их восхищало все - наш народ, коллектив школы, родители детей, сами дети, ученики польского класса. Поляки не скрывали потрясения. И когда они уезжали, то плакали даже мужчины. Последнюю делегацию встречали в 2009 году. Там был представитель польской фирмы Зенон, он тоже прослезился... Наш народ умеет дарить радость, тепло. Нет в нас чопорности, надменности. Наоборот, в нас есть какое-то чувство простоты. Там, где нет простоты и доброты, там нет величия.
- Вы - директор большой школы-гимназии. И у Вас на попечении много детей. Мы узнали, что выпускники польского класса поступают в польские вузы. А как основная масса учеников? Они успешно поступают? И какие выбирают вузы?
- Сейчас все больше детей устремляются в вузы дальнего зарубежья. Такое у них стремление. Много детей поступает в КИМЭП. Мы получили сертификат этого учебного заведения за отличные показатели в подготовке выдающихся учеников. В прошлом учебном году результаты ЕНТ у нас были хуже на 6 пунктов. Но это не вина детей, не вина коллег. Здесь большую роль играет человеческий фактор. Поэтому определять рейтинг школы по результатам ЕНТ не всегда справедливо. И в этом году готовимся к ЕНТ. Несколько лет подряд дети получали гранты по программе “Болашак”, кроме прошлого года.
- Какие воспоминания вызывает советская школа?
- Самые лучшие. Все-таки была четкая субординация - “родитель - школа”. Уважение детей мы не растеряли. Дети, находясь в школе, уважают нас, нашу профессию. Единицы родителей, к сожалению, относятся к нам скептически. Родительская культура стала такой. В советское время родители с уважением произносили слово “учитель”, знали по имени-отчеству. А сегодня слово это звучит так: “учитель?” Нас называют “физичка”, “химичка”, “географичка”... Что повлияло на родителей? Тот статус учителя, который сформировался сегодня в обществе... Положительный опыт учителя редко освещается в СМИ... А ведь в школе делают очень много нового, также обращаются к прошлому положительному опыту. Мне нравится возвращение к детским организациям. Ученики с волнением вступают в “Улан”, как мы когда-то в пионеры. А сколько детских мероприятий проходит в городе... Нас не видят, родители не замечают наш вклад, увы...
Конечно, учителя зарабатывают порой намного меньше, чем родители. Возможно, это дает повод относиться к нам слегка свысока. Но мы свято выполняем приказ о запрете сбора денег. Это нам дает право разговаривать с родителями на равных и даже оставаться на должной высоте... Потому что мы не дилетанты в своей профессии, и мы не зависим от родителей материально. Это нам дает право объективно оценивать ребенка и говорить с родителем на языке закона.
- Какие у Вас мечты в связи со школой?
- Мне бы хотелось стабильности в требованиях со стороны министерства, общества. Все реформы, которые происходят в образовании, порой противоречивы, создают ненужную нагрузку для учителей. Хотелось бы дать больше свободы учителю. Я бы, например, тех учителей, кто действительно работает, перевела бы на доверие, а может быть, и целые школы... Тотальный контроль ни к чему. Я бы хотела опровергнуть миф о зараженности коррупцией директоров школ. Сегодня школа находится под обстрелом многих инстанций. Вывели бы часть функций из школы - сделали бы децентрализацию бухгалтерии. Мы бы занимались только образованием.
Конечно, я всю жизнь была замужем за школой. Люблю нашу 23-ю школу, всегда любила... Вся моя жизнь связана с ней. Мой сын здесь учился. Сейчас, когда появляются внучки, оцениваешь свою жизнь по-другому. Внучки немного затмили школу. Но все же я люблю ее. Знаю здесь каждый уголок.
Наша школа - как живой организм. Я ее не связываю с казенным помещением. Никогда не чувствую себя в школе чужой. Скорее, дома я как временный гость. А здесь у меня крылья расправляются, дыхание открывается. Вот мои дети. Я их так и зову - детка, деточка, балам... Сегодня дети открытые, доверчивые, позитивные, добрые... Мы о многом с ними говорим. Многие читают классику и современную литературу. У них огромное стремление к познанию. Мы получаем большое удовольствие от работы с детьми. Выйдите в коридор школы, посмотрите - дети идут и улыбаются. Что такое улыбка? Это внутренний душевный комфорт. Здесь учится много детей, чьи родители прошли через мои руки.
Что желаю для себя? Я получаю большое удовольствие от работы. Без кривизны души. Без любимой работы человек быстро сдается годам, стареет, падает духом. Моя мечта - работать!
Справка “НП”
Общий педагогический стаж 35 лет. В 1979 году закончила Казахский педагогический институт имени Абая, естественно-географический факультет, получила специальность “учитель географии и биологии”. Год проработала в Кокчетаве, а с 1980 года - в 23-й школе. Прошла все ступени - учитель, классный руководитель, завуч, с 1995 года - директор школы. “Отличник образования РК”, имеет золотой крест “За заслуги” - награда президента Польши. Грамоты Министерства образования РК, управления образования, грамота акима района, благодарственное письмо акима города, посвященное юбилею Ассамблеи народа Казахстана. |