|
Галина Галкина
В материале “Однажды в Америке...” (№7 “НП”, 22 февраля 2008 года) мы рассказали о “Казахском ауле” в США, который был создан в 2005 году. Его основатели - наш соотечественник Жанат Байдаралин и американка Сюзан Саксон. После нашей публикации деятельность “Казахского аула” заинтересовала посольство РК в США. О визите в Посольство РК в США рассказал Данияр Байдаралин, арт-директор по культуре The Kazakh Aul of the US:
- Не так давно мы были удостоены высокой чести - официальной встречи с послом Казахстана господином Ерланом Идрисовым и его помощником Алматом Айдарбековым. Господин Идрисов является покровителем казахской диаспоры в США и всеми силами способствует улучшению имиджа Казахстана и созданию культурной узнаваемости нашей страны за рубежом. Культура - это его личное увлечение, и он делает очень многое в этом направлении. С приездом господина Идрисова казахстанская диаспора в США получила новый мощный прилив сил и энтузиазма.
В ходе очень интересных переговоров с господином послом мы получили его одобрение и сейчас работаем над будущими совместными проектами. “Казахский аул” в США участвовал в проведении Наурыза-2008 в Вашингтоне. Это было уникальное мероприятие: в нем впервые в истории казахских Наурызов в США разные казахско-американские мероприятия работали вместе, сложив свои усилия, - посольство Казахстана, новая Казахско-Американская ассоциация и “Казахский аул”. Наш вклад заключался в декорации помещений Института наук Карнеги, которые мы превратили в символическую юрту. Праздник удался на славу. “Казахский аул” готов к дальнейшему сотрудничеству с другими организациями.
Мы пригласили представителей посольства Казахстана посетить наш летний лагерь “Жайлау” в “Казахскомй ауле”.
|
Юрта, которую устанавливает Данияр, основа “Казахского аула” в США |
Это огромная честь и большое достижение для нашей молодой организации. Вообще, в этом году четко наметилась тенденция к объединению американских казахов для достижения общих целей. Это взаимовыгодное и эффективное сотрудничество, которое должно принести много пользы Казахстану. В этой связи у меня уже появилась фантазия, которая вскоре может стать реальностью. В один прекрасный день Наурыз может стать настолько популярен в США, что превратится в постоянную традицию и, возможно, даже получит статус национального праздника наряду с Рождеством, Ханукой, Кванзой, Пасхой и прочими праздниками. Я считаю, что для этого существуют все предпосылки.
“Казахский аул” в США был идеей моего отца Жаната Байдаралина (в прошлом он один из крупнейших балетмейстеров и постановщиков в Казахстане. Сегодня - владелец частной балетной школы в штате Род-Айленд). Он заложил идеологические основы этой некоммерческой общественной организации. А принципа у нас два: помочь детям из Казахстана, которых приняли в американские семьи граждане США, сохранить свою родную культуру и создать культурный мост между Казахстаном и США путем продвижения казахской культуры и наследия. С первой частью мы уже успешно справляемся: ежегодно устраиваем фестиваль Наурыз и летний лагерь “Жайлау”. Среди членов “Аула” семьи из более 30 штатов, большинство приезжают каждый год. Теперь все они знают, что казахи были кочевниками, жили в юртах (у нас есть настоящая казахская юрта, спасибо казахстанке Лейле Басеновой), пасли скот и воевали за свое существование. Также они знают, что в наше время Казахстан семимильными шагами несется в будущее и является современной страной.
В этом году мы наконец приступаем и ко второй части нашей культурной миссии. Мы хотим наладить поток культурных отношений между США и Казахстаном.
- Данияр, как складывалась Ваша жизнь в Алматы до отъезда в США? Вы реализовали себя в качестве художника, искусствоведа?
- Моя жизнь в Алматы была настолько интересной, что я совершенно серьезно не хотел все бросать и ехать в Америку. Успел поработать на телевидении у Бахыта Килибаева и покойной Галины Кузембаевой и даже на “Хабаре” видеооператором и видеомонтажером на “линейке” на канале “Тан”, в производстве кино, в том числе и на “Казахфильме”, в декорационном цехе Театра имени Лермонтова, в галерее “Коксерек” с Канатом Ибрагимовым и Жанат Елюбаевой, дизайнером у Гульнары Дияровой... Много чем занимался.
Данияр Байдаралин считает, что реализоваться в Казахстане толком не успел, потому что уехал в США. Набирался опыта и учился, пробовал себя в разных направлениях. Хотя уже всерьез начинал плотно работать в дизайне.
- Все проекты, начатые мною, заканчивали мои коллеги после моего отъезда. Из проектов, над которыми посчастливилось работать, самым интересным для меня лично был мексиканский ресторан “Ацтека” в здании горсуда в Алматы.
Самой интересной работой на ТВ, которым также активно занимался Данияр Байдаралин, была поездка на российский Алтай, где он с коллегами из “Казахфильма” снимал алтайских бурханистских шаманов.
- Эта поездка вообще была поворотной в моей жизни по многим причинам. Там я впервые соприкоснулся с духом тюрков. А еще раньше я защитил диплом по казахскому холодному оружию, это очень малоисследованная тема, я сейчас ее продолжаю изучать в Америке. Вообще, знания, полученные в Академии имени Жургенова, оказались бесценными именно здесь, хотя казались бесполезными в Казахстане. Но в жизни ничего не бывает лишним.
- Почему Вы приняли такое решение - уехать из страны?
- Из-за родителей и любимого братишки Бахтияра, которые уехали в США на два года раньше меня, и собственного любопытства. Но больше всего из-за них - мне просто постепенно стало очень тревожно за свою семью, и я почувствовал, что нужен им. Не думал, что застряну тут так надолго, вообще не строил планов. Думал, приеду, осмотрюсь и, если что, сразу обратно. Я тогда был совсем другим человеком, просто совершенно другой личностью. Сейчас я превратился в настоящего Family Guy.
- Что было самым тяжелым для Вас в этой стране?
- Да, трудности были, есть до сих пор и будут всегда. Вначале было так тяжело, что я даже начал копить на обратный билет, а потом незаметно втянулся, освоился. Постепенно мне стал нравиться вызов, брошенный мне Америкой, - было просто невозможно устоять. А сейчас я понял, что Америка дает мне шанс. Труднее всего было по капле вытравить из себя “тусовочного алматинца” с его ничем не обоснованными “понтами” и стать нормальным человеком, научиться адекватно воспринимать реальность и стойко выносить трудности. Другая трудность - это, конечно, языковой барьер, который я до сих пор не преодолел на 100 процентов. Конечно, моего английского хватает с головой для моей повседневной жизни и профессии и даже для того, чтобы читать лекции по номадизму, но я бы хотел когда-нибудь дойти до такого уровня, чтобы самостоятельно писать книги на английском.
Также трудно было перестроиться психологически. Американцы совсем не похожи на евразийцев, они как инопланетяне. У нас с ними совершенно разный диапазон моральных ценностей, приходится тратить время и усилия, чтобы настроиться на их шкалу. Они не обращают внимания на вещи, которые важны для нас, и болезненно чувствительны в таких областях, которым мы совершенно не привыкли уделять внимание. Американцы могут, не подумав, чисто по-дружески, оскорбить вас, ваших родителей, вашу страну, культуру - и удивляются, почему вы полезли в драку в ответ; зато они же смертельно обижаются на какое-то безобидное, с нашей точки зрения, замечание, касающееся их личности.
К тому же приходится очень много времени и сил тратить на фильтрацию поступающей информации и общественного влияния, потому что американская массовая культура - это мощнейщий дурман, от которого очень трудно спастись, ведь он окружает человека с утра до вечера.
- Как Вы обретали новую профессию в США?
- Первые годы приходилось подрабатывать всеми известными способами. Я фотографировал начинающих моделей, чистил людям подвалы, сажал огороды, чинил мебель, красил, работал официантом - благо, что я не белоручка, работать всегда умел и любил, хоть и алматинец.
Профессия моя интернациональная: дизайнер - он и в Африке дизайнер. Пришлось осваивать новые методы, учить профессиональную терминологию, AutoCAD. Зато теперь чувствую себя совершенно уверенно в общении с американскими и европейскими коллегами. Вообще, здесь я по максимуму использую все знания, полученные в Казахстане. Ни одно мое хобби или навык не оказались лишними.
Но основная работа, которая “кладет хлеб на мой стол” - это, конечно, дизайн. Только тут я понял, что дизайнер - это тоже прежде всего профессия, причем довольно точная, и мне это очень понравилось. Сто раз права была Гульнара Диярова, когда учила нас: “Дизайнер должен быть занудой!” В Америке каждый найдет себя, если будет по-настоящему стараться. И для каждого Америка откроется по-разному. Кто-то сказал: со времен Колумба сотни тысяч иммигрантов каждый год совершают открытие Америки. Я каждый день открываю свою.
- Планируете ли вернуться в Казахстан? Скучаете ли по нашей стране?
- Как сказал мой отец: “Мы из Казахстана никогда и не уезжали. Душа навсегда останется там, на Родине, тело будет кочевать по всему миру”. Скучаю - не то слово, это настоящий зов крови. Скучаю не столько по людям (разве что по родным), сколько по самой стране, по земле, Атамекен, по родному Алматы, по поселку “Фабричный” и аулу “Жамбыл”, по горам, лесам, полупустыням и степям. Я уже понял, что куда бы меня ни занесла судьба, я умру алматинцем, казахстанцем, казахом - этого у меня никогда не отнять. Это сидит у меня под самой кожей, я и через пять с половиной лет все еще каждую ночь во сне попадаю в Алматы, а это уже около двух тысяч ночей. |