|
Галя Галкина
Каково же было мое удивление, когда на мой вопрос - “А кто вяжет этих замечательных зайцев, котов и медвежат?” - мне ответили продавцы магазинчика “Арт-мания”, где выставлены изделия ручной работы: “Полковник в отставке!”
Последовала немая сцена. Я вновь обратила взор на обаятельных мишек и котят... Теперь они мне виделись не только милыми, но и фантастичными! Я даже взяла в руки великолепного кота и заглядывала ему в глаза, безмолвно вопрошая: “Это правда?” Если бы кот вдруг кивнул мне, я не так удивилась бы этому, как тому, что связал его полковник в отставке... Настоящий полковник!
Конечно же, я заинтересовалась личностью вязальщика-виртуоза. Им оказался Семен Илиодорович Менжулин, житель Астаны.
Семен Менжулин рассказал немного о своей службе - сотрудник правоохранительных органов вырос до звания полковника.
В советское время, а потом и в годы независимости он занимался железнодорожными перевозками в системе МВД. Проблемы железной дороги той поры известны - хронически не хватало вагонов. Основная работа подразделения Менжулина - выполнение планов.
- Мы занимались обеспечением и перевозкой вагонов, грузов в системе МВД. Когда я пришел в МВД в 80-х годах после армии, как раз в колониях бурно развивалось строительство заводов, фабрик. Выпускали много всего - навесное оборудование, сиденья для тракторов, делали мебель. А я занимался организацией перевозок. В 2006 году завершил свою профессиональную деятельность. В годы независимости были другие задачи. Мы быстро перестроились. Выполняли то, что требовалось, сумели подстроиться под новое время. Потом переехали в Астану - родина приказывает, надо выполнять!
Семен Илиодорович - человек серьезный, обладает мужественным голосом. По-спортивному подтянут. Его никак не заподозришь в женственности, свойственной иным мужчинам, которые порой окончательно утрачивают связь с собственным полом. И, как я убедилась, подход к вязанию у Семена Менжулина вполне мужской, почти воинский - четкий, лишенный чрезмерной романтики. Вязание он постигал, как изучают автомат Калашникова, схемы различных конструкций.
Отец Семена Менжулина - бывший военный, пограничник. Он воевал. И очень хотел, чтобы кто-то из его сыновей продолжил это направление. И когда Семен после армии пошел служить, Илиодор Семенович был очень рад.
Первый клубок
Вязать Семен начал еще в старших классах средней школы. По его словам, “не по велению души, а по необходимости”, потому что мама не успевала обвязывать детей. Не желая носить свитер с протертыми рукавами, мальчик попросил маму перевязать его, чтобы получить практически новый свитер. Мама отмахнулась - некогда! Семен недовольно пробубнил, что сделает это сам. Мама с интересом посмотрела на сына, она не могла представить, что он сядет за спицы. Сказала строго: “Не морочь голову!” - и занялась своими делами. Семен умел мотать и перематывать нитки. В советское время не было такого изобилия пряжи, семья жила экономно. К вещам относились бережно. Сыновей мама привлекала мотать клубки. Знали они, как стирать нитки. Семка самостоятельно распустил свитер, постирал пряжу. И еще раз попросил маму связать новый свитер из готовой пряжи. Она ответил привычно, что ей некогда. Подросток заинтересовался технологией вязания, он и раньше заглядывался на то, как вяжет мама. Пытался понять, как из множества петель получается вещь. От теории к практике - Семка связал свитер! И ему понравилось - как сам процесс, так и возможность получить абсолютно новую вещь. У Семена всегда были мастеровитые руки - с детства что-то выпиливал, вырезал, выжигал. Все ему было интересно. Серьезно занимался картинами, которые выкладываются рисовой соломкой. Это было популярно в советское время, кстати, в наши дни мода на “соломку” вернулась.
- В 7-8 классе, помню, девчонки шили юбки-спирали, а я сшил себе брюки и рубашку. Без шитья нельзя... Если хотите что-то делать своими руками, не пренебрегайте геометрией. Девочки не слишком придают значение геометрии в школе, а потом не могут схему прочесть, пространство не видят. А геометрия помогает в самых неожиданных вещах. Если не умеешь сшить подъюбник к вязаной юбке, то все изделие сделано наполовину. Не сможешь правильно сшить связанные детали, то вещь вообще теряет свою целостность.
Потом интерес ко всем видам рукоделия у Семена пропал. А вот вязание до сих пор нравится, захватывает. Семен Илиодорович совмещал свое любимое вязание сначала с учебой, потом со службой. Полковник в отставке до сих пор работает, представляет в Астане интересы одного алматинского лакокрасочного завода. Свободное время есть.
- После школы пошла серьезная работа. В институте я уже вовсю вязал во время лекций. Слушал и вывязывал очередную вещь - в основном свитера, костюмы...
Семен не обращал внимания на остроты студентов. Упражнения в остроумии заканчивались, когда девушки и парни видели результат - свитера, костюмы, которые выглядели модно и стильно.
Сестра работала в Москве в серьезном министерстве, брат вязал ей модные вещи. Московские модницы померкли в лучах великолепия изделий Семена Менжулина.
- У нас с сестрой была взаимная “любовь с интересом”. Я имел бесплатный билет на железной дороге во всех направлениях Советского Союза, ездил в Москву и останавливался у нее. А сестра становилась обладательницей уникальных вещей. И до сих пор ее друзья и коллеги помнят те вещи, признаются в своей зависти к тому, что сестра вся обвязанная ходила.
Впрочем, и сейчас сестра продолжает получать эксклюзивные вязаные вещи. Везет же близким Семена - жене, подругам жены, знакомым... Особое удовольствие испытывает мастер вязания, когда делает вещи малышам - внучке, племянникам. Когда работал, времени свободного было, конечно же, немного. Но все же руки тянулись к спицам... Сейчас он может связать свитер за три дня:
- Хотя это не критерий для мастеров-вязальщиков. Для нас скорость вязания непринципиальна. Здесь главное - техника. Если технология и техника хорошие, можно быстро связать.
Вяжет и супруга Семена Менжулина - Марина. Она в свое время закончила политехнический институт - инженер по прессовому оборудованию.
Марина однажды начала вязать игрушки. Мужу передалось увлечение вязаными игрушками, пришлись они по вкусу и всему окружению Менжулиных. Марина вяжет “теддиков” - медвежат по образцу знаменитого мишки “Тедди”. Семен разработал своего медведя, отличающегося от классического “теддика”.
Когда Менжулины стали всерьез заниматься вязанием, то нашли много коллег, теперь они переписываются с мастерами России, Украины, Беларуси, Израиля, Испании... Игрушки вяжут всего полгода.
- Вы оставляете какую-то коллекцию дома - как собранные воедино экспонаты? Вещи, игрушки?..
- Коллекционировать вещи бесполезно и глупо, потому что меняется мода, тенденции... А игрушки и не задумывались сохранять. Мы их до такого совершенства не довели, как коллекционную куклу. Я почти сорок лет вяжу костюмы, а связанные мною вещи мама носила на работу, чтобы показать их там. Гордилась сыном. Люблю вязать спицами, могу связать все что угодно. Вяжем с женой обычно с 10 утра и до 2-3 ночи...
- Вот это да! Это Вас не утомляет?
- Как может утомлять то, что нравится? Это любовь с интересом! Был период в несколько лет, когда не было необходимости вязать. Дети вступили в тинейджерский период, когда все отрицают, не принимают, им не нужны были вязаные вещи. Но прошло время, старшая дочь однажды звонит и просит: “Папа, научи меня вязать, я хочу вязаный купальник!” Я про себя подумал: “Все, ребенок созрел!” Теперь и младшая подросла, стала предлагать свой дизайн вещей, мы ей вяжем в соответствии с ее вкусом.
Мне всегда было интересно этим заниматься! Для моего склада ума, характера вязание - лучшее занятие.
Желаю, чтобы женщины нашли себя в жизни! Чтобы гордились собой. Для чего иначе тогда жить?
Справка “НП”
Отец: Илиодор Семенович Менжулин, родился в 1925 году в Алма-Ате. Пошел в школу с 6 лет. Учась в 10 классе, был направлен на офицерские артиллерийские курсы и оттуда на фронт. В боях на Курской дуге был тяжело ранен. После госпиталя опять воевал. Победу встретил в Польше гвардии капитаном. Сохранился наградной лист на польском языке, но награду так и не вручили. Окончил Пограничное училище и служил командиром заставы в Туркмении. Был направлен в Москву в Военную академию, но демобилизовали. На гражданке - в Министерстве автомобильного транспорта. К сожалению, летом прошлого года умер от инсульта.
Сын: Семен Менжулин, сотрудник правоохранительных органов, полковник в отставке. Родился в Алма-Ате, поступил в Институт железнодорожного транспорта - АЛИИТ. Был призван в армию. После института служил под Москвой, где ему было присвоено офицерское звание. По рекомендации коллектива направили на работу в органы внутренних дел, занимался железнодорожными перевозками в системе МВД. Дослужился до чина полковника. Переехал вместе с министерством в Астану. Сорок лет вяжет великолепные вещи, а теперь еще и игрушки. |