|
Он умер последний раз 13 февраля... И осталось имя - Молдакул Нарымбетов, выдающийся художник, живописец и акционист, один из ярчайших представителей современного искусства Казахстана, лидер арт-группы “Кызыл трактор”. Такой живой и мощный для всех нас, коллег и зрителей... Ему шел 64-й год... Время зрелости, опыта, расцвета...
Ольга Зорина, искусствовед и журналист (Шымкент):
- Я познакомилась с Молдакулом Нарымбетовым в июле 1993 года. Жил он тогда в своей огромной мастерской в 112-м квартале, художественном оазисе Шымкента. Это было просторное помещение с невероятной высотой. И вот представьте, что тогда еще никто не знал Молдакула как великого мастера перфоманса и инсталляций. А его мастерская уже представляла собой сплошную космическую инсталляцию объектов, выполненных из дерева и войлока. Кошма была на полу и стенах, а свободное пространство занимали подвешенные к потолку и установленные на полу конструкции, напоминающие национальные казахские инструменты. Такая шокирующая монументальность была в этом всем.
Тогда он сказал мне, что без знаний классического искусства, без сильной учебной базы, художественной практики и постоянного учения ни один художник не состоится. Я училась понимать искусство через призму взглядов художников “Красного трактора”. Лично меня это привело к тому, что я стала журналистом, сосредоточенным в большей степени на пропаганде искусства. Не хочется верить, что его уже нет рядом, такого осязаемого, великодушного, харизматичного и светящегося...
Владимир Филатов, директор галереи “Тенгри-Умай”:
- Молдакул Нарымбетов - один из тех выдающихся современных художников Казахстана, в котором сочетаются масштаб и энергия личности, многогранность таланта, глубина чувств и размышлений, универсальность мастерства. Как директор первых казахстанских артфестивалей, без преувеличения могу сказать, что участие Молдакула в программах фестиваля “Тенгри-Умай” имело огромный успех и привлекло внимание самой широкой аудитории. Его проекты всегда становились стержнем масштабных программ. Воплощая собой степную волю номада и очистительный дух Тенгри, красивый и мощный, Молдакул своими произведениями есть и будет среди нас всегда, потому что в своем творчестве он всесторонне отразил перелом эпох, соединил своих современников со сложным созидательным временем перемен.
Зитта Султанбаева, художник, арткритик:
- Мы все помним, знаем и любим его большое искусство - удивительная мощная живопись, брутальные объекты и инсталляции, выполненные из подручных материалов кочевника (шкура, дерево) и, напротив, жителя урбанистического пространства (коим он стал, переехав жить в южную столицу более десяти лет назад). Ведь в последнее время он открыл для себя новый и универсальный материал - автопокрышечную резину, сделав из нее целую серию уникальных монументальных объектов и многофигурной инсталляции - “Мен қазақпын мың өлiп мың тiрiлген” (“Я - казах, умирал и воскресал тысячи раз” - строка из произведения Жубана Молдагалиева), ставшая украшением ArtBatFest 2011 года... А теперь его “Скарабеем” любуются сотни пермичан, прогуливаясь в “Сквере камней” в городе Пермь (Россия) .
Мы запомним его самого, немного лукавого, всегда с улыбкой на смуглом лице (может, такими и были народные герои среднеазиатских сказок Алдар Косе и Насреддин?), всегда энергичного и фонтанирующего, захлебывающегося от своих идей, но доброго и безграничного в своем самораскрытии.
Аэлита Жумаева (Москва), издатель сайта “Арба”:
- Последний раз мы с ним встретились осенью в Гельман-галерее. Обсуждали будущую выставку из ста балбалов. Он был очень воодушевлен, мы придумывали, что можно сделать к открытию, договорились переписываться. А потом я узнала про инфаркт, потом про смерть... Когда уходит хороший человек, хочется верить в переселение душ, хочется думать, что он сейчас там, где ему хотелось быть. Я горжусь знакомством с Молдакулом. Быть при жизни легендой и уйти на взлете не каждому дано.
Андрей Люблинский, художник (Санкт-Петербург):
- Молдакул Нарымбетов! Иначе как “феерический” его назвать просто невозможно! Человек, располагающий к себе публику мгновенно, сочетающий в себе яркие национальные черты и при этом живущий вне пространства конкретной территории и даже немного - вне времени и возраста, скорее как-то параллельно, как и положено настоящему Художнику. Совершенно невозможно заставить себя писать все это в прошедшем времени.
Петр Королев (Кудымкар, Пермский край):
- Новость о том, что умер Молдакул Нарымбетов, пришла неожиданно.
Совсем недавно мы разговаривали с ним и в Кудымкаре, и в Перми. Ясный, светлый, солнечный, золотой человек... И мастер по созданию артобъектов из автомобильных шин. Яркий философ и глубокий мыслитель. Художник, подобный Демиургу, он создавал миры вокруг своего скарабея или десятка очень ярких творений.
Помимо своего производства материальных объектов он был блестящим музыкантом, дух шаманизма прорывался через маску и золотые его одежды, чтобы вовлечь в задаваемый им ритм строительства будущего миропонимания, в котором труд и радость были атрибутами созидательной жизни. Он преодолевал тяготение времени и представлял вдруг ожившие образы то ли египетских жрецов, то ли китайских мудрецов, то ли вождей ацтеков. Мы помянули его, поплакали: очень жаль, что так немного мгновений было ниспослано провидением для общения с великим мастером современности. |