|
Галя Галкина
Совсем недавно отшумели “выборные” страсти. Граждане страны, избиратели, изучали программы партий-кандидатов, будущих парламентариев, их биографические сведения.
Но кто стоит за строками намерений, за официальным лицом кандидата, избранника? Каковы в обыденной жизни те, кто берет на себя смелость решать судьбу страны?
Талгат Абдижаппаров - председатель Алматинского городского филиала ДПК “Ак жол”, заместитель председателя общественного объединения ветеранов и инвалидов войны в Афганистане “Ардагер”, руководитель корпорации “Казгранит”. Именно эти сведения о нем стали известны в предвыборной кампании. Были также скупые строки, касающиеся личной жизни: “Семейное положение: женат, два сына, дочь”.
Чем живет Талгат Абдижаппаров вне профессиональной и общественной деятельности? Хотя на самом деле эти составляющие в жизни людей прочно слиты. Коллеги становятся друзьями, члены семьи - соратниками по общественной деятельности...
Когда я предложила Талгату Абдижаппарову рассказать о том, что его отвлекает от обязанностей руководителя в профессии и партийном движении, предстать перед читателями “просто человеком”, рассказать об увлечениях, излюбленных занятиях, он сначала отшутился: “Все меньше человеческого, все больше функционального!” Но, конечно же, это была шутка.
- В свое время были и охота, и рыбалка, и посиделки с друзьями... Но как появился третий ребенок, Айсулу, все ушло на задний план. Даже мои друзья отнеслись с пониманием. Чем мы живем, кроме работы, политики, партийных дел?.. Конечно, мы не можем жить отдельно от ситуации в республике, городе, от погоды даже... Но все проходит через призму шестилетней дочери Айсулу. И слава Богу! Я говорю Жайнар: “Наверное, нам нужен еще один ребенок”, чтобы мы так сильно не переживали за Айсулу. И ей, наверное, тоже нужен младший брат или сестра...
У Талгата Абдижаппарова есть взрослые сыновья, старшему, Дамиру, 22 года, младшему, Айбату, исполнится 20 в марте... Столько же было самому Талгату, когда он женился на красавице Жайнар в 1989 году. Дочь родилась после большого перерыва в 2006 году. И изменила их жизнь, по словам Талгата. Теперь все переживания, связанные с семьей, неразделимы с дочерью...
- Она развитая девочка, живо реагирует на все события, внутрисемейные или внешние. Много разговаривает с нами. Это то, что не делали со мной мои мальчишки. Конечно же, я общаюсь с ними как со взрослыми людьми, моими сыновьями. А дочь в свои шесть лет рассуждает обо всем - о выборах, терактах, фильмах, людях и так далее... Обо всем. Я удивляюсь и восхищаюсь, насколько она успевает все это зацепить своим сознанием.
Сегодня Талгат Абдижаппаров приступил к обязанностям на новом месте. Принял корпорацию “Казгранит”, так как бывший ее руководитель стал депутатом мажилиса. Талгат - профессиональный управленец, кандидат экономических наук, имеет степень магистра МВА по курсу стратегического менеджмента. Предприятие не молодое, имеет свою историю, участвует в программе “Дорожная карта”. Камнеобрабатывающая отрасль очень интересна опытному руководителю Абдижаппарову. И эту работу он совмещает с партийной деятельностью.
- Работы прибавилось в разы. Домой прихожу, а меня ждет ребенок. Она подбегает и от радости бросается мне на шею. Пытаюсь остановить ее: “Я с мороза, холодный!”. Но, пусть и холодный, небритый, колючий, я обязательно должен взять ее на руки, поднять. Ей нужно повиснуть на мне, прижаться... Айсулу обижается, если я не обниму ее. Почти с порога сообщает о событиях, если мама ее пожурила, она мне на ушко скажет, пожалуется... И делает это как-то забавно... Ей надо излиться, пошептаться со мной, вместе со мной поогорчаться, порадоваться. Настоящая девочка. Ей важно услышать, что я думаю.
Талгат Кайырбаевич называет дочь катализатором всего, что происходит в семье в сфере отношений, чувств, каких-то тонких личностных процессов:
- Все вертится вокруг дочери. Хочется быть мудрым отцом, моделировать будущие ситуации. С пацанами у меня такого не было, я не задавался вопросами, как их растить, что предпринимать в связи с разными проявлениями возраста... И все равно сыновья были другими, они не готовы были изливать свои чувства, посвящать в проблемы, как это делает дочь. У них совсем какая-то иная жизнь. Я раньше смотрел на друзей, у которых в семье растут две, три дочери, и не думал, что они такие богатые отцы... Девочки горячо любят папу. И как-то удивительно проявляют свою любовь. Это нечто другое, чем отношение сына к отцу. Пацаны меня тоже по-своему любят. Но я понимаю, что для них я в первую очередь советчик, наставник, пример.
Сыновья Талгата учатся за границей: Дамир - в Лондоне, младший Айбат - в Эдинбурге, в Шотландии.
Талгат размышляет, хороший ли он отец. И словно складывает белые и черные шары - “плохой”, “хороший”... Когда родился первенец, Дамир, супруги жили в Целинограде. Это было время тотальной нехватки всего. Целиноград - маленький город. Невозможно ничего достать, купить - ни с прилавка, ни из-под полы... Совсем не так, как в Алма-Ате, где можно было что-то раздобыть, как-то прокормиться. Талгат, вчерашний воин-афганец, работал на стройке, куда пришел, чтобы получить квартиру в МЖК - Молодежном жилищном комплексе. Он и строил этот комплекс.
- Я дал себе тогда слово, что не буду пить, хотя все мы на стройке выпивали. В ход шли суррогаты, спирты, какие-то сомнительные крепкие напитки... И, чтобы в полной мере ощутить радость рождения сына, я перестал пить. Мне предлагали обмыть, хотели поздравить. Ставил друзьям выпивку, но сам не пил. И так радовался! До полутора лет сам купал Дамира, своего первого балашку. И второго сына Айбата... Жена тогда боялась сама это делать. А мне-то не страшно было. Я с ними делал зарядку, растягивал им ручки, подкидывал вверх, чтобы у них развился вестибулярный аппарат. А Жайнар только глаза зажмуривала. У меня есть свои доморощенные теории, как развивать вестибулярный аппарат детям, чтобы в дальнейшем они были выносливей, устойчивее стояли на ножках.
У отца с сыновьями были игры, борьба, соревнования. И все же, по мнению Талгата, настоящий контакт у мальчиков был и есть с мамой. Жайнар водила их в бассейн, на тренировки. Неукоснительно выполняла все рекомендации тренера. Иногда дети хотели бы и уклониться от занятий спортом, но благодаря настойчивости мамы, ее твердому характеру мальчики не пропускали тренировки. И сейчас папа делает выводы - иммунитет у них укрепился, характер, воля закалились.
- Мальчики из хлюпиков превратились в крепких, сильных парней. Водное поло - отличный вид спорта, он дает “дыхалку”, выносливость, силу, ловкость... Когда начался подростковый возраст, я отправил сыновей на восточные единоборства. Без поблажек. И если сейчас они чувствуют себя молодыми, сильными, независимыми мужчинами, то это большая работа мамы и папы. Ну, конечно, сыновья думают, что это они сами по себе такими стали - сильными, самодостаточными...
Папа размышляет о сыновьях, и по этим рассказам очевидно, насколько он погружен в их жизнь, как хорошо знает Дамира и Айбата.
- Как отец я уже не испытываю каких-то опасений за своих сыновей. Общение с Дамиром и Айбатом дает мне ощущение, что я живу в ногу с ними.
Обожаю своих мальчиков, но какой-то особенной связи с сыновьями не было. Такой прочной спаянности, какая есть с дочерью. Айсулу сейчас 6 лет. Вспоминаю себя в этом возрасте и думаю, что я не был таким развитым ребенком, как она. У меня такое ощущение, что я в свои шесть лет был, как картошка - без эмоций, каких-то ярких проявлений. Все, что я помню из этого периода, как я наступил на шнурок, упал, ударился и рассек себе лоб. Увидел красную кровь и испугался...
Айсулу живет полно, активно, осознает все происходящее. Я даже не знаю, какие бы у нас были семейные отношения с Жайнар, если бы не родилась Айсулу. Возможно, была бы сухость в общении...
У казахов принято считать, что с рождением ребенка Господь дает родителям возможность поднять его. И ребенок несет с собой благословение, даже достаток. С рождением Айсулу в семье Абдижаппаровых многое изменилось - в атмосфере, ощущениях. И достаток пришел...
- В 2005 году я стал депутатом, потом мы ждали появления ребенка. С дочкой у нас появился какой-то новый шанс. Наверное, к 40 годам ты начинаешь пожинать плоды своей деятельности, если плодотворно трудишься в одной области.
Талгат хорошо помнит рождение дочери. Роды принимала врач Антонина Семеновна Патрушева, прекрасный акушер и превосходный психолог. Работает с мамами, буквально возится с каждой... Да и с папами занимается наравне. Получается, что рожают все... И все получают удовлетворение от родов. Врач-анестезиолог, увидев дочь, провозгласил: “Это же Айсулу!” Наречение совпало с желанием Жайнар назвать так дочь в честь своей любимой подруги-одноклассницы. Талгат - первый, кто взял дочь на руки.
- Айсулу - друг и ангел-хранитель. Она изменила мой образ жизни. Наверное, я бы не был таким ответственным папашей, если бы не моя дочь. Может быть, был бы даже более безответственным папой, но с такой дочкой это невозможно. Я чувствую, что во мне она видит защиту, опору. Получаю радость, что могу дать ей такое ощущение безопасности. Конечно, бывают тревоги и беспокойства, смогу ли я всегда ее так защищать?.. Поэтому последние год-два я стал требовательно относиться к сыновьям. Когда они приезжают, заставляю их общаться, гулять с Айсулу. Если они отвлекаются на разговоры по мобильному телефону, я их жестко прессую за это. Спрашиваю: “Вы знаете, какой у нее внутренний мир? Что ее волнует? Можете поговорить с ней?”
Сыновья, наверное, сейчас не спешат приезжать на каникулы, потому что отец их напрягает, требует знания казахского языка, занятий спортом и внимания к сестренке. Не дай Бог, Айсулу пожалуется на братьев...
- Видимо, это желание переложить часть заботы, внимания на них, чтобы они понимали все риски, связанные с маленькой сестренкой. Это мое ощущение возраста, инстинкт самосохранения. Поэтому я считаю, Айсулу - катализатор многих процессов в семье. Она за всех переживает, во всем участвует...
С ней я стал большим созерцателем, ценителем всего - времени, каких-то тонких вещей в жизни... Раньше был другой, не оглядывался. Поступал без раздумий. Мог подраться, не задумываясь сделать плохо человеку, если считал, что он не прав. Наверное, не самым удобным человеком был. Представляю, сколько терпела от меня моя жена, другие люди. Я всю жизнь боролся, чтобы сделать из себя настоящего мужчину. Преодолевал свои комплексы. И от этого, по-видимому, многим приходилось несладко. А с дочкой это само собой прошло, стало более спокойно, взвешенно.
Выдвинулись новые ценности - отношения, интерес к внутреннему миру детей, близких. Или, может быть, только к сорока годам это и приходит? |