|
Галя Галкина
Одиннадцать лет назад троих сыновей-погодков Татьяны Б. выкрал бывший муж. Мальчики оставались с мамой после развода супругов. Одиннадцать лет слез, бессонных ночей, безрезультатных поисков! Надежда то появлялась, то оставляла измученную женщину. Как выстояла? Одному Богу известно. Помогали молитвы, да подруги воодушевляли, вселяли веру, что найдет она своих малышей. И ведь нашла - через одиннадцать немыслимо долгих мучительных лет!
Отец, поскитавшись по просторам СНГ, заболел и сдал сыновей в российский детский дом. Так и попали мальчики в базу данных, так и выявились имена похищенных детей и место их нахождения.
Теперь Таня плакала от радости и счастья. Нашлись! Когда уже и не чаяла, что увидит их, родных и любимых.
Трудно представить, сколько пришлось выстрадать этой хрупкой, почти истощенной женщине и не сломаться. Адвокат назвала историю Татьяны фантастичной своей трагичностью. Сначала брак с неуравновешенным мужем, когда каждый день был испытанием. Случалось, ей нечем было кормить детей, муж будто забывал, что на его попечении семья - трое детей, младшему из которых еще не было трех лет. Не выдержала, развелась. Тане было известно, что от первых браков у ее мужа было трое детей, но он и о них забыл, не общался, не заботился.
На первое время после развода определила мальчиков в Дом надежды - дошкольное учреждение для детей, родители которых временно оказались в затруднительном положении.
А положение у Татьяны до развода было отчаянным - жить негде, кормить семью нечем. Задолженность за съемную квартиру за два года. Мать и старшие мальчики спали на полу, младший - в манеже. Вещи лежали в картонных коробках, которые Таня подписала - “колготки”, “рубашки”, “игрушки”, чтобы потом, когда все будет устроено, можно было разложить по полкам. В кухне на столе только хлеб и сахар. Других продуктов не было. А отец уже почти полгода не объявлялся и о своих сыновьях не вспоминал.
Тяжело вспоминать, как все было. В апреле 1996 года муж поселил Таню с малолетними детьми в съемную однокомнатную квартиру без мебели. Младшего она кормила грудью. Муж изредка привозил чай, сахар, макароны... Случалось, что и вовсе нечем было кормить детей. Однажды ей пришлось в продуктовом магазине обменять золотую цепочку на пять булок хлеба. Так продолжалось все лето. Таня дошла до полного истощения, не могла младшего на руки поднять, чтобы покормить грудью. Ночи проводила без сна. Муж запретил выходить на улицу, так как у него были проблемы и долги в бизнесе. Он уговаривал Таню: надо полгода прожить впроголодь, зато он сможет купить двухкомнатную квартиру. Таня верила, терпела. Только больно было смотреть на полуголодных детей.
Она не выдержала полгода жизни впроголодь. Стала просить помощи у фонда “Бобек” - еще до развода. Комиссия рассмотрела заявление, приняла решение. Наконец Таня получила положительный ответ. Дети теперь имели полноценное питание, нормально развивались, занимались плаванием, получали прививки, массаж, их наблюдал логопед. Речь у малышей выправилась. Мама видела, как на глазах меняются ее мальчики, становятся жизнерадостными, здоровыми малышами.
Таня развелась, чтобы нормально устроить жизнь сыновей. Теплое пристанище для детей в Доме надежды давало ей возможность отдышаться от повседневной беды, найти средства к существованию. Она собиралась решить бытовые проблемы и забрать мальчиков, как только появится работа и крыша над головой. Навещала их в день по два раза, скучала, переживала, что они не рядом. И была уверена - жизнь наладится.
Муж возмутился, что Таня подала на развод, ушла от него с детьми. Выследил, когда удобнее всего забрать малышей, приехал на машине, спросил их, хотят ли домой, и указал на машину, мальчишки и побежали. Предусмотрительно заехал в милицию, чтобы дежурный сделал запись в журнал: “Приходил отец и забрал детей к себе”. Что потом послужило основанием для Дома надежды не принять заявление от матери о пропаже детей - их забрал отец.
В Доме надежды дети пробыли четыре месяца. 11 июня Тане позвонили на работу и сообщили, что муж, забрав детей, так и не вернул их. Она помчалась в Дом надежды. С этого момента и началась долгая мучительная разлука с сыновьями.
Как только муж украл детей, Таня стала обращаться во все инстанции - в ГУВД, райотдел внутренних дел, в прокуратуру города... У нее целая папка, в которой вся трагическая история в документах - заявления, официальные ответы...
И вот однажды на очередное заявление Татьяны ей сообщили, что дети находятся в России, в приюте, а бывший муж болен.
|
Такими были сыновья Татьяны Б., когда их выкрал и увез отец - одиннадцать лет назад. |
Мальчиков привезли в Казахстан, но не один из них не узнал свою мать. К тому же все эти годы отец вбивал им в головы, что их мама плохая. С точностью до наоборот!
Едва она обрела сыновей, как начались новые испытания. Семье негде было жить. Обратилась к Серику Тураровичу Сейдуманову, заместителю мэра города. И была тронута, с каким пониманием, отзывчивостью он принял ее, со всем энтузиазмом взялся помочь. И уже во многом поддержал.
Для получения квартиры Тане нужно было написать заявление. Она коротко изложила свою проблему и просьбу: “Убедительно прошу Вас оказать мне содействие в приобретении какого-нибудь жилья для моих детей”. Татьяну поставили на учет в предоставлении жилья из государственного жилищного фонда “как неполную семью”.
Таким образом, сегодня она состоит на учете нуждающихся в жилье в аппарате акима Бостандыкского района. И получить квартиру Татьяна может в порядке очередности, установленной списками, с момента подачи заявления со всеми необходимыми документами. В официальном ответе подчеркивается, что права граждан в социальном списке признаются равными, “никто не имеет преимущественного права на получение жилища из государственного жилищного фонда перед другими, включенными в данный список, если иное не предусмотрено настоящим законом”.
Таня понимает, что ожидание квартиры может затянуться, ведь есть немало семей, которые попали в тяжелые обстоятельства.
Сейчас она снимает квартиру. Семья бизнесменов вызвалась помогать в оплате части суммы. И 11 месяцев вносила свою часть оплаты. А потом Тане самой пришлось платить полную сумму. Ее небольшой зарплаты с трудом хватает лишь на питание детям. И над ней висит большой долг за аренду квартиры, который она не в состоянии погасить.
Иногда ее покидают силы, она отчаивается. Нелегко это - в одиночку поднимать троих детей, жить в съемной квартире и получать небольшую зарплату.
Но силы и оптимизм ей придают люди, с которыми она встречается. Таня не в одиночку борется за благополучие своих детей. Куда бы она ни приходила со своими просьбами, всюду встречает горячий отклик, участие. Люди помогли ей обустроить квартиру. Каждый нес что-то для семьи - кто ковер, кто посуду, кто чайник... Однажды получила огромный пакет с одеждой для детей. Приносят продукты - макароны, крупы, сыр, мясо, сахар. Дают деньги, вещи. Таня смущается: “Ведь они могли на эту тысячу или две что-то купить своим детям, а они моим отдают”.
Таня понимает, что непросто это - получить жилье из государственного жилищного фонда, процедурный механизм запущен, но результата нужно ждать.
Горячее участие людей воодушевляет, вселяет надежду. Таня говорит, что отзывчивость, желание помочь - это черта, присущая казахстанцам. Помогают ей всем миром, делают все, что доступно им. И Таня выражает огромную благодарность всем, кто так или иначе участвует в судьбе ее мальчиков.
Дети живут с Татьяной уже полтора года. Непростое для них и Тани время. Привыкают к новым обстоятельствам, к маме. Будучи гражданами Казахстана, они получают поддержку, пусть пока и не могут оценить этого в полной мере.
Да, решение главной проблемы - получение жилья - пока откладывается. Но Татьяна научилась ждать. Ведь самое страшное позади. Дети найдены! |