|
Недавно Национальным центром тестирования и государственных стандартов образования МОН РК была озвучена значительная “поправка” к действующему ныне Единому национальному тестированию для выпускников школ. Как было сказано, с лета будущего года абитуриенты, претендующие на гранты и кредиты, будут сдавать не одно ЕНТ, а целых два. Предполагается, что таким образом еще более улучшится качественный состав поступающих в вузы. Стоит заметить, что одно-единственное национальное тестирование всегда вызывало много вопросов, а введение второго - еще больше. Почему ЕНТ стало неотвратимым фактом жизни абитуриента и решает ли оно поставленные когда-то перед ним задачи? - на эти вопросы мы пытались найти ответы
А искать ответы на вопросы, касающиеся системы образования, поверьте, не просто. Хотя бы потому, что представители среднего государственного образования говорить об этом не горят желанием. По вполне понятным причинам. Вспоминается даже один случай из практики: в 2004 году наша газета опубликовала “за” и “против” введения ЕНТ. Как нам стало известно позже, на человека, позволившего себе высказать мнение “против” посыпались всевозможные кары и угрозы со стороны чиновников министерства. Получается, высказывать мнение против проводимых реформ представителю системы образования не стоит. Возможно, сейчас уже время не то, и чиновников тех нет, но негласное табу на разговоры остается. Вот и получается, что мнения от тех, чье качество работы проверяют этим самым тестированием, мы не слышим. Тем не менее одинокие голоса о возможных несовершенствах системы ЕНТ все же раздаются. Другое дело, что никто к ним сверху не прислушивается. Так же, как к мнению родителей, переживших вместе с детьми ЕНТ.
ЕНТ было введено впервые в 2004 году. То есть состоялось уже три года подряд. Казалось бы, к нему можно привыкнуть за это время. Но разве это произошло в нашем обществе? Нам кажется, ясно и без особых исследований, голосований и прочих “лакмусовых бумажек” общественного мнения - ЕНТ для многих остается процессом довольно непонятным и даже чуждым. Может быть, прошло слишком мало времени или не проведена полноценная разъяснительная работа со стороны министерства? А может, громкие скандалы, сопровождающие ЕНТ, не способствуют созданию положительного имиджа этого тестирования? Или: обидные и смешные результаты ЕНТ, когда отличники в Алматы получают низкие баллы, а двоечники - высокие? Наверное, и то, и другое, и третье.
Давайте для начала вспомним, во имя чего, собственно, внедряли ЕНТ. Чтобы побороться с коррупцией в школах и вузах, далее - для независимого контроля качества работы школы и даже для снятия стресса многих экзаменов у абитуриентов. Кажется, это были основные причины. Прошло три года, можно задаться логичным вопросом: побеждена ли коррупция, решена ли с помощью ЕНТ главная причина отмены школьных экзаменов? Достаточно вспомнить скандалы этого года с тестовыми заданиями, которые имели свободное обращение и продавались всем желающим, чтобы ответить отрицательно на этот вопрос. Получается, что коррупция никуда не исчезла, она просто перетекла из разных мест в какое-то одно и там цветет, несмотря на все меры контроля со стороны КНБ.
Пример России, к сожалению, не стал для нас показательным, когда мы вводили ЕНТ. Хотя на тот момент у соседей уже имелся негативный и разочаровывающий опыт. В этом году там тоже случился скандал: за 10 часов до экзамена по русскому языку в Интернете были размещены готовые ответы тестирования. Московские школьники обратились с открытым письмом к министру образования и даже президенту Путину, требуя отмены ЕГЭ. “Ответы на ЕГЭ открыто продаются и покупаются, а это может дискредитировать всю систему среднего образования в России”, - писали школьники. Случай вызвал шквал возмущения родителей, учителей, школьников. “Многие старшеклассники мотивированы на учебу в школе в основном необходимостью поступления в вузы, - говорится в тексте письма. - Поэтому фактически в России не останется дееспособных абитуриентов, так как все получат возможность списать, и вузы не смогут выбирать абитуриентов из огромного количества выпускников с высоким баллом за ЕГЭ”. Письмо, размещенное в Сети, собрало сотни подписей... Что не помешало чиновникам все-таки провести ЕГЭ.
Тогда же в российской прессе прозвучали мнения экспертов о системе единого тестирования. Многие из них были убеждены, что России только предстоит убедиться в несостоятельности этой системы (а значит, и Казахстану тоже?).
Как говорят эксперты, и на Западе отказываются от такого подхода к экзаменации абитуриентов. К примеру, единое государственное тестирование было переведено из разряда обязательного в разряд добровольного во Франции, Германии, Испании. И результаты тестирования в этих странах рассматриваются только в качестве дополнительной информации о студенте при поступлении в вуз. Гораздо важнее здесь другие документы, перечень которых у разных стран тоже разный.
К примеру, в Великобритании существует специальная комиссия по приему в вузы. Она была учреждена для того, чтобы укрепить уверенность населения в справедливости и прозрачности мероприятий по приему. Студенты могут подать заявление на прием в любое высшее учебное заведение. Все крупные высшие учебные заведения в этой стране являются автономными органами, и каждый из них определят свою политику приема самостоятельно.
Во Франции для поступления в университет необходимо наличие диплома бакалавра или успешно сданные экзамены для поступления на первый курс университета. Речи о едином тестировании мы в перечне документов не нашли.
Можно приводить и другие примеры. Любительница тестирования - Америка. Здесь действительно нужно пройти всякие тесты, чтобы поступить в вуз. Но в Америке накоплен большой опыт промежуточных тестов, которые проводятся на разных уровнях в школах постоянно. Такой опыт у нас практически отсутствует. А если и проводятся эти тесты, то их результаты никак не повлияют на окончательный при ЕНТ. Так уж получилось у нас: ЕНТ может зачеркнуть все завоеванное одним махом, а может и вознести до небес заядлых троечников. Момент случайного попадания (даже без покупки результатов теста) никто не властен отменить. К примеру, на августовском совещании этого года директор департамента образования (теперь уже бывший) Алматы Гульмира Исимбаева отметила: “Серьезную озабоченность вызывают аномальные результаты по ЕНТ. Если отдельные претенденты на “Алтын белгi” получили ниже 60 баллов, то учащиеся, имевшие неудовлетворительные оценки в четвертях по предметам, включенным в тестирование, на самом ЕНТ почему-то получают выше 100 баллов. Это может значительно подорвать доверие населения к ЕНТ”. Вот оно - мнение представителя системы образования. Прислушались ли к нему, сделали ли выводы? Неизвестно.
Но вернемся к нашему информационному поводу: теперь будет введен второй этап ЕНТ. Наши эксперты высказывают мнение, что этот факт может стать еще одной предпосылкой для распространения “заразы” коррупции. Если до сих пор вузы были отстранены от ЕНТ, то теперь в их власти окажется весь второй этап. И коррупционные схемы обязательно будут созданы - в этом уже даже сомневаться не приходится. Хочется вспомнить и разговоры о стрессах, которые якобы не будут испытывать бывшие школьники, проходя вместо многих экзаменов (выпускных и вступительных) одно-единственное ЕНТ. Получается, что стрессов теперь детям все-таки не миновать. И нешуточных. Вместо одного ЕНТ по четырем предметам, будут сдавать два ЕНТ по восьми предметам.
Что касается вопроса о качестве среднего образования, которое так хотели выяснить с помощью ЕНТ, то он кажется каким-то нелепым. Неужели и без ЕНТ неясно, как, где и чему учат в Казахстане? В Алматы учат лучше, чем в глубинке Южного Казахстана. Сказано не в обиду преподавателям, просто такова объективная реальность. И ее нужно пытаться изменить в корне, а не выяснять с помощью ЕНТ, кто и зачем нарисовал оценки детям в аттестате. Ясно одно - пока у нас будет такое образование, которое мы имеем сегодня, ЕНТ так и останется благим пожеланием. Оно, может, и хорошо по сути, но только, кажется, не по размеру нам и не ко времени. |