|
Ярослава Науменко
Ведущие казахстанские вузы уже могут начинать нервничать. В сентябре будущего года в Астане будет сдана первая очередь их главного конкурента с пышным названием “Новый университет Астаны”. Преподавание здесь будет вестись по самым лучшим западным образовательным стандартам, учить студентов со всей Азии съедутся лучшие профессора ведущих вузов мира. Одним словом, это будет “Болашак”, только без выезда за пределы родины
По замыслу Минобразования, в университете будет шесть школ. Подготовительная школа для годичного изучения английского языка и профильных предметов, по окончании которой студенты получат стандартные международные сертификаты. Школа инжиниринга, школа для подготовки специалистов-исследователей в области точных наук, медицинская школа и школа бизнеса. Содержание академических программ, а также специализация факультетов будут разработаны совместно с зарубежными партнерами.
Однако пока не ясно, станет ли вуз нашим новым страновым брендом, образовательным флагманом и мечтой всех школьников или все-таки превратится в закрытое заведение для избранной элиты - детей чиновников, сенаторов и просто миллионеров. Эту картину мы наблюдали во множестве помпезных проектов, которые со временем “увяли” и чуть было не лишились государственной образовательной лицензии.
Стоит отдать должное: идея нашего президента великолепна. Единицы казахстанских студентов имеют финансовую возможность поехать учиться за рубеж (даже у “Болашака” на поверку оказывается множество ограничений, взять хотя бы требование внести в залог квартиру). А столь прогрессивный, но демократичный по своей сути университет мог бы стать хорошим стартом для талантливой казахстанской молодежи.
Победители олимпиад, спортсмены, отличники учебы - это ведь просто оранжерея завтрашних выдающихся деятелей, патриотов. Сколько по дальним аулам живет Ломоносовых да Абаев, которые на почве западной профессуры стали бы нашими новыми героями...
К тому же, в отличие от того же Запада, у нас есть замечательная советская традиция бесплатного образования. Жесткий многоступенчатый конкурс, который проводили бы независимые приглашенные специалисты, позволил бы отсеять “золотых деток” и найти действительно талантливых самородков не только из Казахстана, но и со всей Центральной Азии (половина студентов, ожидается, будут иностранцы). Так и начинается дружба народов, кстати.
Однако мечты мечтами, а реальность живет по своим законам. Сколько будет стоить бакалавриат, магистратура и докторантура в университете, пока доподлинно неизвестно, хотя в кулуарных разговорах фигурируют десятки тысяч долларов за весь курс обучения. Если взять стоимость обучения за рубежом, то цена там колеблется в среднем от 2 до 8 тысяч долларов за курс. Поскольку мы планируем привлекать самых дорогих профессоров, то должны составить конкуренцию Китаю, который “пылесосит” лучшие кадры со всего мира. А это значит, один высококлассный преподаватель обойдется, как минимум, в 5-6 тысяч евро в месяц (60 тысяч евро в год - хорошая профессорская зарплата по европейским меркам, правда, до половины “съедают” налоги). Какая стипендия будет выплачиваться (и будет ли вообще?) Это важно для тех студентов, которые приедут к нам из других государств.
В общем, придется определиться, чем будет “Новый университет Астаны”. Если бизнесом, то наверняка многие состоятельные родители пожелают отдать своих чад сюда учиться. Все-таки под присмотром, не где-то в далекой загранице. Но тогда стоит понимать, что и контингенту до звания интеллектуальной элиты страны будет далеко.
Если же университет призван стать не только пристанищем для богатеев, а символом возрождения нашего образования, то тогда еще в самом начале нам нужно сформулировать - кто будет учиться, на каких условиях, каковы критерии отбора, сколько грантовых мест будет выделяться ежегодно? Как показывает беглое изучение комментариев к новости, появившейся на всех казнетовских новостных сайтах, наши ребята очень ею воодушевлены. Они готовы сразиться за право получить суперобразование и диплом международного образца у себя дома.
Руководство университета сообщает, что финансовую устойчивость заведению обеспечит специальный фонд, который будет концентрировать и государственные, и частные вклады. Это нормальная мировая практика. Львиную часть средств Гарварда (финансирование уже достигло 13 миллиардов долларов!), Йеля или Оксфорда составляют пожертвования корпораций и компаний. Эдакий вариант социальной ответственности бизнеса, который помимо прочего предоставляет еще и гранты для особо одаренных детей, а заодно присматривает себе будущих сотрудников. |