|
Недавняя полемика в социальных сетях о необходимости повышения уровня вовлеченности студентов в процесс принятия решений в университетах Казахстана послужила причиной нашей сегодняшней беседы с ректором Caspian University Жолдасбеком Нусеновым о том, насколько активная позиция студентов влияет на рост качества учебного процесса в университете
- Жолдасбек Муслимович, как вы считаете, кто же все-таки является главным действующим лицом качественного учебного процесса? Почему важно слышать и учитывать мнение студента? - Поскольку студент является не только объектом, но и субъектом учебного процесса, совершенно ясно, что без его активного участия качественное образование невозможно и именно активная вовлеченность студента обеспечивает эффективность реализации образовательных программ и качественного роста на любом уровне. Студенты должны ясно понимать задачи и цели процесса обучения, их голос должен быть слышен при принятии тех или иных решений. Инструменты, позволяющие учитывать точку зрения студентов при решении различных задач, в том числе управленческих, многообразны. Это и представительство студентов в ученых советах вузов, и систематическое анкетирование студентов с целью выяснения их удовлетворенности/неудовлетворенности преподаванием и организацией процесса, и содействие администрации вузов в организации и функционировании органов студенческого самоуправления. На сегодня участие студентов в учебном процессе наш университет рассматривает как важный момент для развития организационной культуры качества, и уровень участия и студенческой вовлеченности зависит от системы управления университетом, от того, насколько широкие возможности вовлечения студентов предоставляет университет. - Участие студентов в процессе принятия важных управленческих решений в университете, в процедурах по обеспечению качества - относительно новое направление для казахстанских университетов. Недавно Caspian University, насколько мне известно, символично продемонстрировал свою позицию в ситуации, где требовалось принять решение по формату текущей и итоговой аттестации, сроки которой совпали с режимом чрезвычайного положения. Как принимали это решение? - В режиме чрезвычайного положения именно вузу в рамках академической свободы определено при необходимости произвести временную корректировку процесса текущей и итоговой аттестации студентов. Наряду со стандартным обсуждением этого вопроса студенческий совет Caspian University одновременно запустил online-опрос студентов, в котором приняло участие в среднем более 80 процентов студентов различных уровней и программ университета. Ответы обучающихся консолидировались в документ EXСEL, который позволил быстро оценить предпочтения в разрезе курсов, отделений, уровней. В ходе опроса было выявлено, что мнения обучающихся разделились, и для принятия окончательного вердикта обсуждение внесли в повестку дня ученого совета Caspian University. Хотелось бы заметить, что именно наличие активно работающего студенческого совета и широкая представленность студенчества в составе ученого совета позволяют всесторонне оценить ситуацию и принять объективное решение. В ходе бурного обсуждения в дистанционном формате ученый совет принял решение предоставить индивидуальный выбор каждому обучающемуся и обеспечить учет мнения каждого. Решение ученого совета немедленно объявили всем студентам в прямом эфире в Instagram. - Caspian University демонстрирует пример лояльного и демократического подхода и отношения к студентам, и это решение является примером работающей системы управления, ориентированной на студента. Однако все еще имеет распространение следующая позиция в некоторых академических кругах: студенты приходят и уходят, они остаются в университете на два-четыре года, и они не являются такой же значимой частью академического сообщества, как преподаватели и администрация. - Хотя обсуждение, исследование и критика в адрес участия студентов в управлении качеством университета все еще продолжаются, общий вердикт вынесен в пользу обратной связи со студентами. Вузы, которые ориентированы на студентов, вовлекают студентов в процесс управления университетом, предлагают обучающимся множество формальных и неформальных мероприятий и услуг, которые четко говорят о том, что миссия университета заключается в том, чтобы служить студентам как основному приоритету. Вовлеченность студента в управление университетом, в свою очередь, способствует повышению качества обучения, прозрачности процесса, вдумчивому участию и разделению ответственности между преподавателями, администрацией и студентами. По прошествии нескольких лет студенты становятся выпускниками, и от успеха выпускников зависит успех университета. В конце концов, успех университета - это успех именно выпускников, а не администраторов и даже не преподавателей. И поэтому от того, насколько выпускники успешны и насколько выпускники понимают, что их успех определяется их учебой в университете, зависит успех самого вуза. Я всегда призываю помнить, что студенты являются полноправными партнерами университета, если вы хотите построить хороший университет. Без сотрудничества со студентами, без приверженности студентов миссии университета вряд ли можно построить хороший университет. - Как нужно налаживать сотрудничество вуза со студентами? - Организация студенческого самоуправления. Сейчас именно процессу эффективной работы студенческого самоуправления Министерство образования и науки Республики Казахстан уделяет большое внимание, ведь именно студенческое самоуправление позволяет развивать инициативу студентов, их ответственность и гражданскую позицию, самостоятельность и социальную активность. Система студенческого самоуправления в университете позволяет студентам участвовать в управлении как университетом, так и своей жизнедеятельностью в нем через коллегиальные органы самоуправления - на всех уровнях управления, от участия в ученом совете и самоуправления в общежитиях до управления студенческими клубами по интересам. Такая деятельность формирует сознательное ответственное отношение студентов к образовательному процессу, которое формируется в ситуации, когда голос студента важен университету, студент чувствует важность своего участия в общественной жизни университета, участвует в организации этой жизни, создании и поддержании традиций университета, осознает всю ответственность за качество своей подготовки к предстоящей профессиональной деятельности. - Какое ваше отношение к работе студенческих организаций и как проходит студенческая жизнь в вашем университете? Какую роль играют студенческие организации? - Студенческая жизнь - это ключевая часть образовательного процесса. Современный гражданин Республики Казахстан, безусловно, является более успешным, если у него есть навыки социального общения и сформированы soft skills, поэтому, конечно, то, что внутри университета должно быть общение с другими студентами, представляется очень важным. Это является и частью образовательной программы, когда студенты работают в группах, готовятся к экзаменам, презентациям в группах, но, безусловно, университету нужно обязательно поощрять и неформальную студенческую жизнь. Университет - это второй дом студента, дом, в котором он проводит много времени, развивается, узнает что-то новое, заводит знакомства и прочее. Куда приятнее возвращаться в дом, в котором тебя любят и ждут.
|