|
Вернется ли, по выходу из кризиса, высшее образование в традиционное состояние? В условиях пандемии CODIV-19 мы все являемся свидетелями изменений, происходящих как в системе образования Республики Казахстан, так и в обществе в целом. Каким будет высшее образование в Казахстане после завершении пандемии наш разговор с руководителем одного из ведущих вузов города Алматы Нусеновым Жолдасбеком Муслимовичем.
- Жолдасбек Муслимович, какие изменения сейчас претерпевает система высшего образования Республики? - Пандемия коронавируса продемонстрировала готовность казахстанцев к солидарности, мы сделали важный выбор между экономическим ростом, получением дохода и сохранением жизни людей. Решительные превентивные меры руководства Республики Казахстан по противодействию распространения пандемии CODIV-19 обеспечивают снижение темпов распространения вируса, и статистические данные динамики распространения позволяют уже предположить, что мы идём по корейскому и японскому сценариям. Как результат кризисной трансформации, не менее исторически важные изменения произошли в сфере высшего образования Республики Казахстан: высшее образование у нас на глазах, практически за несколько дней, полностью перешло на дистанционный формат обучения. Это явилось результатом слаженной работы вузов и Министерства Образования и Науки Республики Казахстан, и хотелось бы отметить, что оно эффективно и очень оперативно помогает решать вузам все операционные и технические вопросы.
- Явился ли переход на дистанционную форму обучения неожиданным? - Вынужденным в кратчайшее время, но не неожиданным: изменения накапливались уже несколько лет. Многие казахстанские вузы практиковали дистанционное обучения при реализации второго высшего образования, Caspian University, например, благодаря внедрению масштабной социальной программы переподготовки кадров в дистанционном формате, стал одним из самых подготовленных к полному переходу на дистанционный формат обучения вузов Республики Казахстан. Подготовленная IT-инфраструктура Caspian University позволила оперативно перевести учебный процесс на дистанционную форму обучения по действующему расписанию занятий и позволила охватить дистанционным обучением всех студентов. Для этого используются информационно-образовательные платформы – Modle 3.8, Универ 2.0», Edmodo, «ZOOM», Cisco Webex и ряд других, использование которых дает возможность формировать курсы и базу учебно-методических комплексов дисциплин, проводить индивидуальные или групповые лекции, давать задания, отслеживать их выполнение студентами, оценивать степень освоения курса и многое другое. Центр обслуживания студентов, Деканаты, Деканат по работе со студентами, Центр Карьеры, Центр Исследований и инноваций в удалённом доступе обеспечивают всестороннюю реализацию учебного процесса Caspian University. Кроме того, быстро растут глобальные платформы МООС – массовые открытые онлайн-курсы, число слушателей которых уже сопоставимо с числом студентов вузов. Люди, где бы они ни находились, могут осваивать курсы Stanford Univesity, University of California, Harvard University, МГУ. В программы лучших вузов мира для студентов очного отделения включены на выбор сотни онлайн-курсов на образовательных платформах, предлагающие множество вариантов самостоятельной работы. Современные условия пандемии, необходимость обучения в изоляции вынудит буквально каждого на практике освоить современные технологии. - Каким будет высшее образование после победы человечества над пандемией? - Надо полагать, что мир в целом будет меняться, трансформации подвергнутся практически все сферы жизни, в том числе и система образования. Что касается высшего образования, то по выходу из кризиса оно тоже вряд ли сможет вернуться в прежнее традиционное состояние. Условия кризиса потребуют от вузов избавится от устаревших форм преподавания: стандартные лекции сменятся дистанционными курсами, в которых освоение материала более устойчивое. Главное же преимущество для обучающегося — дистанционный курс можно осваивать в любое удобное время. Новые технологии сделают образование менее формализованным и менее академичным, но более доступным. Я думаю, что мы выйдем обновленными из этой ситуации. В моё время на лекции ходили получать информацию, сейчас информации более, чем достаточно. Также, on-line обучение не исключает контакта с преподавателем: на этот контакт студент уже выходит подготовленный в условиях дистанционного обучения.
Caspian University, осуществляя подготовку более 2000 студентов в дистанционном формате до начала пандемии, накопил богатый опыт осуществления образовательной деятельности в дистанционном формате по широкому спектру специальностей, от Архитектуры до Психологии и Digital Маркетинга, от Юриспруденции до Геологии и Программной инженерии, и готов делиться своим опытом и наработками со всеми заинтересованными организациями. Сейчас активно работаем с организациями среднего образования, ведь сейчас именно среднее образование испытывает трудности, школы и колледжи Республики ощущают дефицит не только методических разработок, но и технического оснащения. Более трёх миллионов школьников и студентов колледжей Республики Казахстан непросто охватить полноценным дистанционным образованием. Caspian University передаёт компьютеры, ноутбуки, Wi-Fi роутеры колледжам Республики, чтобы обеспечить каждого ребёнка доступом к дистанционному обучению, мы делимся программным и методическим обеспечением со всеми образовательными организациями, консультируем, обучаем учителей и преподавателей. Ситуация обязывает преподавателей и сотрудников Caspian University мобилизоваться и, так сказать, показать все свои возможности в самом лучшем виде. - То есть, вы хотите сказать, что «Не было бы счастья, так несчастье помогло»? - В какой-то мере могу с вами согласиться: многие из принимаемых сейчас решений, которые воспринимаются как антикризисные, на самом деле строят фундамент образования будущего.
Призываю преподавателей, студентов, всех граждан страны проявить еще немного терпения и поддержать принимаемые государством меры по противодействию пандемии, уверен, что Казахстан преодолеет все трудности и мы, обновлённые, выйдем на новый этап развития. |