Алла Иванилова С 2020 года все городские школы в Казахстане переходят на подушевое финансирование. Это открывает много возможностей - снизит нагрузку на бюджет, строительство школ, обеспечит конкуренцию и повысит качество образовательных услуг. Родители смогут выбирать те школы, условия в которых лучше для ребенка
Сегодня в силу ограниченности ученических мест в некоторых городах конкуренция между школами небольшая. На учреждение образование закладывается определенный бюджет и выделяется сумма, которая не всегда отражает реальные потребности. Суть новой реформы в том, что теперь финансирование будет идти за каждым учеником. Теперь в норматив подушевого финансирования будут включать все затраты, связанные с образовательным процессом. Госстандарт образования полностью просчитан - есть определенные суммы, сколько необходимо в расчете на одного ученика, чтобы обеспечить его обучение в школе. Они зависят от разных факторов - высшее или среднее звено, инклюзив, регион. Также предусмотрены расходы, связанные с капитальными вложениями, они варьируются в расчете 6 МРП, в среднем 20 тысяч тенге, и ежегодно индексируются. В 2020 году на подушевое финансирование перейдет 1151 городская школа во всех регионах страны. На сегодня в проекте участвуют уже 446 школ в Нур-Султане, Шымкенте и Алматы. Некоторые находятся в пилоте с 2012 года. Новый подход позволит привлечь частных инвесторов. В прошлом году в городах открыли около 70 новых частных школ на 20 тысяч ученических мест. Такого никогда не было. Именно подушевое финансирование позволило бизнесу это сделать. В дальнейшем развитие частной сети школ в городской местности, где нет дефицита, повлечет за собой конкуренцию между образовательными учреждениями, а это заставит сделать упор на качество предоставляемых услуг. Родители смогут выбирать те школы, условия в которых, по их мнению, лучше.
В планах Министерства образования и науки РК не останавливаться только на городских школах. С 2021 года по поручению главы государства начнет работать новая вертикаль финансирования системы образования, то есть бюджеты всех школ, которые раньше финансировались за счет районных средств, теперь аккумулируются на уровне области. В планах ведомства в последующем пересмотреть структуру бюджетов всех школ с тем, чтобы равномерно распределить средства на ученика на уровне сельской школы и устранить разрыв качества между селом и городом. Кроме того, АО “Финансовый центр” разработал новую методику расчета подушевого финансирования и для частных детских садов, где учли повышение заработной платы, оплату 56 дней отпуска для воспитателей и другие аспекты. Сейчас этот документ проходит процедуру согласования в заинтересованных ведомствах. Если его одобрят, то подушевое финансирование для частных детских садов увеличится примерно на 30 процентов. Между тем владельцы столичных частных детских садов предлагают чиновникам распределять подушевое финансирование не только на детей от трех до шести лет, но и на малышей от года до трех. Сегодня в столице охват детей государственным образовательным заказом от трех до шести лет составляет 98,4 процента (55 708 детей), дополнительная потребность составляет 7000 дошкольных мест на сумму 2,4 миллиарда тенге. При этом, по статистике акимата, общее количество детей двухлетнего возраста составляет 9057, или 60 процентов от желающих посещать дошкольное учреждение, на что дополнительно потребуется 3,3 миллиарда тенге. Вместе с тем в Государственной программе отсутствуют четкие разграничения в приоритетности одной из возрастных категорий детей дошкольного образования как от одного года до трех лет, так и от трех до шести лет по государственному образовательному заказу. В этой связи в Палате предпринимателей столицы считают, что исполнение этого индикатора госпрограммы в части возрастной категории должно осуществляться параллельно, без определения приоритетности независимо от процентных соотношений, учитывая тот факт, что в программе оговорена необходимость учитывать региональные особенности и востребованность среди населения. В будущем планируют также перейти на ваучерное финансирование при обучении педагогов. Учителя сами будут выбирать организацию, в которой хотели бы пройти повышение квалификации. Поскольку иногда бывают такие случаи: ввиду ограниченных бюджетных средств ежегодно планируют определенное количество педагогов при формировании бюджета. Другие, которые не могут попасть на курсы, оплачивают их самостоятельно.
Нур-Султан |