|
Алла Иванилова Вчера в мажилисе парламента Министерство образования и науки презентовало один из самых ожидаемых законопроектов - “О статусе педагога”. Депутаты посчитали представленный вариант “декларативным” и намерены существенно его переработать
Поручение разработать соответствующий законопроект дал в октябре прошлого года Елбасы Нурсултан Назарбаев. С тех пор началась активная работа, собрали десятки тысяч предложений. В целом 18 тысяч. Такой массовости при разработке законопроекта еще не было. В первую очередь Министерство образования и науки ставило перед собой задачу реальной поддержки и повышения статуса педагога. Изучили результаты социологических исследований и экспертные оценки о проблемах, влияющих на работу педагога и обеспечение качества образования, международный опыт нормативного регулирования педагогической деятельности, в том числе законы ряда зарубежных стран, Модельный закон стран СНГ “О статусе учителя”, рекомендации ЮНЕСКО “О положении учителей”. В ходе проведенного анализа выяснился ряд факторов, влияющих на качество образования. Первое - больше половины всех работающих педагогов неудовлетворены статусом профессии и уровнем заработной платы. Второе - отсутствие реальных механизмов стимулирования прихода в профессию талантов, как результат - низкий балл прохода на педагогическую специальность. Третье - невовлеченность самих педагогов в процессы принятия решений в отношении учителей и сферы образования в целом. Все это учли при разработке законопроекта, который состоит из 19 статей. Главным пунктом является расширение прав педагога и сокращение учебной нагрузки. Как проинформировал министр образования и науки Асхат Аймагамбетов, расширили профессиональные права педагога в части разработки и применения авторских методов обучения и воспитания, выбора учебных пособий, бесплатного пользования информационными ресурсами, выбора форм повышения квалификаций и прохождения стажировок. Ввели новые права на избрание и занятие выборных должностей, оказание консультаций родителям, вступление в члены общественных объединений. В целом в новом законопроекте предусмотрено 10 новых позиций по правам педагогов. Все они направлены на создание возможности для индивидуального развития учителя и совершенствование учебного процесса. Отдельно предусмотрели нормы по сокращению нагрузки на педагога, а она в Казахстане велика - 48,8 часа в неделю, хотя в среднем должна составлять 38 часов. Эту проблему будут решать путем установления запрета на привлечение к несвойственным функциям, предоставление чрезмерной отчетности, проведение необоснованных проверок. За привлечение к несвойственным функциям и к излишней отчетности предусмотрен штраф от 20 до 120 МРП в зависимости от субъекта правонарушения. Аналогичный штраф предусмотрен и за незаконное превышение нормы рабочего времени.
Одним из важных блоков предусмотренных норм являются материальные стимулы. Уровень заработных плат педагогов ниже средней зарплаты по стране и составляет 110 тысяч тенге, начинающие учителя и вовсе получают 60-70 тысяч тенге. В течение предстоящих четырех лет заработную плату учителей повысят в два раза. Уже со следующего года она поднимется на 25 процентов. В целом двукратный рост коснется 500 тысяч работников сферы образования, а увеличение отпуска с 42 до 56 дней - более 100 тысяч работников. Наряду с этим в законопроекте предусмотрены нормы материальных стимулов, направленные на повышение учителями своей компетенции. Среди них доплаты в двукратном размере за классное руководство и проверку тетрадей, доплаты за педагогическое мастерство, за наставничество и другие меры. С целью стимулирования повышения качественного потенциала педагогических работников в школах предусматривают доплату в размере 10 МРП для лиц, имеющих степень магистра. Это норма затронет уже работающих в школах 5029 педагогов и будет направлена на привлечение новых специалистов с такой академической степенью. Местным исполнительным органам предоставлено право по утверждению дополнительных мер поощрения труда педагогов, в том числе путем награждения местными знаками отличия, почетными званиями, выплатой единовременного вознаграждения. Повышение статуса педагога предполагает и усиление требований к его деятельности. Поэтому законопроект говорит о том, что с 1 января 2022 года лица, впервые приступающие к осуществлению профессиональной деятельности, должны будут подтверждать соответствие квалификации педагога. Кроме того, помимо имеющихся ограничений вводят запрет на занятие педагогической деятельностью для лиц с ограниченной дееспособностью, состоящих под наблюдением, с психическими и поведенческими расстройствами. При нарушении этой нормы предусмотрены штрафные санкции. Между тем отдельные нормы, предложенные общественностью, а именно по выходу на пенсию по выслуге лет, введению двойного пособия на оздоровление, льготной ипотеке для педагогов, доплатам за звания доцента и профессора, повышенной стипендии обучающимся по педагогическим специальностям, как заявил глава Минобразования, “не прошли согласование в заинтересованных государственных органах исходя из чрезмерной нагрузки на бюджет”. А она действительно большая. В частности, на реализацию законопроекта из республиканского бюджета на 2020-2022 годы потребуется один триллион 202 миллиарда тенге. По словам министра образования и науки Асхата Аймагамбетова, “принятие вышеназванных норм позволит реально повысить статус и престиж педагога, стимулировать его к дальнейшему профессиональному росту и в целом повысит качество предоставляемых образовательных услуг”. Однако далеко не все депутаты с этим согласны. Вариант, который им представило образовательное ведомство, они считают декларативным. “То, что вы сейчас называете снижением нагрузки - запрет на незаконное превышение норм рабочего времени, запрет на предоставление чрезмерной отчетности, запрет на несвойственные функции и проверки, это само собой разумеется, этого просто не должно быть. И для этого есть уже и сейчас законные возможности”, - отметила депутат Ирина Смирнова. Снижать надо педагогическую нагрузку, а не отчетность и прочее, уверены мажилисмены. Парламентарий Нурлан Дулатбеков также считает, что все статьи имеют “декларативный характер”. “Нет конкретики, нет статей, которые действительно повышают статус учителя, или их недостаточно”, - заметил он. Парламентарии высказали ряд предложений, которые, на их взгляд, реально помогут сделать профессию учителя престижной. В частности, они считают, что помимо заработной платы необходимо повысить стипендии студентам педагогических вузов и годы обучения засчитывать в трудовой стаж. Кроме того, депутаты солидарны с педагогами в вопросе выхода на пенсию по выслуге лет. Представленные законопроекты будут рассматривать в рабочих группах, и парламентарии намерены отразить в них все основные требования педагогической общественности, чтобы впоследствии документ был не для галочки, а реально работал и поднял статус учителей. Между тем законопроекты планируют принять до 1 января 2020 года.
Помимо этого разработали и представили еще один законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам статуса педагога, снижения нагрузки на ученика и учителя”. Им вносятся изменения и дополнения в три кодекса и 15 законов. В частности, предусматривается ряд норм по совершенствованию действующей системы государственного контроля, внешней оценки и аккредитации. Также в целях поддержки социально уязвимых категорий граждан предусматривается квота по присуждению образовательных грантов для многодетных, неполных семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов, матерей, награжденных подвесками “Алтын алћа”, “Кљмiс алћа”. При этом сохраняется принцип конкурсного отбора. На уровне высшего образования впервые вводят возможность онлайн-обучения, то есть обучения вне аудиторий и непосредственного контакта с преподавателями посредством электронных технологий.
Нур-Султан |