Алла Иванилова В сегодняшних реалиях профессионалами становятся не со школьной скамьи, а с детского сада. Поэтому власти Казахстана намерены к 2020 году достигнуть стопроцентного охвата детей дошкольным образованием Значение дошкольного периода развития ребенка как основы для успешной подготовки к дальнейшей образовательной деятельности ежегодно возрастает. В системах образования для 40 стран мира уровень дошкольного образования является обязательным. В 2014 году ПРООН дополнила субфактор “Образование” индекса человеческого развития коэффициентом “Валовый охват дошкольным образованием”, что свидетельствует о политической значимости дошкольного образования. Однако из всех периодов дошкольного развития наименьшее внимание уделено детям от 0 до 3 лет - значительно ниже среднего показателя стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): по республике - 16 процентов, ОЭСР - 32 процента. При этом именно в этом возрасте закладываются основы для познавательного и интеллектуального развития, приобретения социальных и коммуникативных навыков. До обретения независимости Казахстан обладал самой лучшей в Центральной Азии системой дошкольного образования, которая охватывала 70 процентов детей до семи лет. Одна из причин, которая привела к безнадежному дефициту, - приватизация в 1990-х годах. В 1991 году в республике существовало 8743 детских сада, более половины (4868) которых приватизировали в период “оптимизации”, часть зданий была заброшена, претерпела разрушения. В 2009 году детскими дошкольными учреждениями охватили только 36,5 процента детей, а в очереди ожидали своего места 240 тысяч малышей, и только после этого сады начали возвращать в госсобственность. В целом за три года после принятых чиновниками мер ситуация изменилась в лучшую сторону. В 2012 году охват дошкольными учреждениями уже составлял 65,4 процента. Успешная реализация программы “Балапан” на 2010 - 2014 годы способствовала росту дошкольных организаций. В 2015 году охват детей от 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением составил 81,6 процента. А в первом полугодии 2018 года - 93. Этому поспособствовали принятые в прошлом году новые Санитарные нормы и правила. Кроме того отмечают активное участие бизнеса в расширении сети дошкольных организаций. Одним из эффективных путей решения проблем дефицита дошкольных организаций явилось размещение государственного образовательного заказа в частных детских садах, где оплату родители делят с государством. В соответствии с Государственной программой развития образования и науки на 2016 - 2019 годы ставят задачу охвата детей 3-6 лет дошкольным воспитанием и обучением по обновленному содержанию к 2020 году - 100 процентов. Чтобы и дальше бизнес активно вовлекался в этот процесс, Министерство образования и науки предлагало предоставлять предпринимателям, которые вложились в открытие детсадов, госзаказ не на один год, как это установлено бюджетным законодательством, а на более долгосрочный период. Также с 2018 года в Казахстане запустили автоматизированную выдачу направлений в детские сады. И хотя по этому поводу много нареканий, справедливости ради многие признают, что место в детском саду стало получить проще. Учитывая планируемый стопроцентный охват, нужно решить вопрос с кадрами. Низкий статус профессии воспитателя прежде всего связан с небольшой заработной платой - в среднем 65 тысяч тенге. При этом в Казахстане на одного педагога приходятся 30-35 дошколят. В рамках Государственной программы развития образования и науки на 2016 - 2019 годы уже приняли ряд мер по улучшению ситуации в дошкольном образовании. Так, с 1 сентября 2016 года во всех детских садах внедрили обновленную типовую учебную программу дошкольного воспитания и обучения. Планируют, что к 2020 году доля педагогов, имеющих специализированное высшее, техническое и профессиональное образование, составит до 50 процентов. Для достижения этого показателя ежегодно увеличивают государственный образовательный заказ на подготовку педагогических кадров в вузах и колледжах по специальности “дошкольное воспитание и обучение”. Воспитатели проходят краткосрочные курсы, повышают квалификацию. Ежегодно 20 процентов дошкольных организаций образования будут проходить процедуру государственной аттестации в целях контроля соответствия предоставляемых образовательных услуг требованиям государственного общеобязательного стандарта. Кроме того, в октябре 2018 года утвердили Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения. В нем предусмотрены требования по развитию у детей социальных навыков и навыков по самообучению. При этом новая система оценивания даст возможность, используя критерии, определить уровни социальной готовности, лидерства, толерантности, самообучаемости детей.
Нур-Султан |