|
Алла Иванилова В Казахстане разработают государственную программу развития образования и науки на 2020 - 2025 годы, которая предусматривает поэтапный переход на 12-летнее образование. Однако сторонников и критиков этой реформы немало
В соответствии с декларацией Совета Европы, принятой в 1992 году, преобладающей международной практикой принято считать 12-летнее школьное образование. Так, согласно этому документу, в мировом образовательном пространстве 12 классов есть в 136 странах, в том числе в Австралии, Канаде, США, Франции, Японии и других, входящих в число 50 конкурентоспособных государств мира. Из постсоветских стран на 12-летнюю модель обучения перешли Армения, Грузия, Латвия, Литва, Беларусь, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Эстония. Мировая практика доказывает эффективность такой модели. Более того, переход на 12-летку - неотъемлемая часть Болонского процесса, участником которого является Казахстан. О переходе на 12-летнее образование говорят давно и даже делают практические шаги. Эксперимент начали еще в 2002 году. В 2003/2004 учебном году в него вовлекли 51 школу из всех регионов республики (в 2004/2005 учебном году - 104 школы). В апреле 2013 года участники эксперимента - учащиеся 10-х классов 50 школ - показали высокие результаты в процедуре внешней оценки учебных достижений со средним баллом 38,7, что выше республиканского показателя на 2,8 балла (35,81). Поэтому “доказательная база” в стране накоплена. К тому же, как уже неоднократно подчеркивали в Министерстве образования и науки, суть 12-летнего образования не в том, чтобы выросших детей еще год держать в школах. Основная задача - первый класс начать с шести лет. Сейчас половина шестилеток в школах сидят за партами, а половина - нет, при том, что этот возраст является наиболее важным, и это давно поняли в странах ОЭСР. И если мы не пойдем сейчас этой дорогой, то дальше будет труднее. Нынешняя 11-летняя школа дает выпускникам выход только на третий уровень международной стандартной классификации образования (МСКО-2011), тогда как 12-летнее школьное обучение подразумевает получение выпускниками школ полноценного профильного обучения и выводит их на четвертый уровень (МСКО-2011). Кроме того, эта реформа станет большим подспорьем для республики для вхождения в число 30 развитых стран и позволит стать конкурентоспособной на международной арене, приведет в соответствие с мировыми стандартами обучения в вузах. Сегодня программа первых курсов вузов является, по сути, повторением школьной, которую преподают в 11-м классе. То есть это своеобразный “12-й класс”. Для того, чтобы этого не было, часть образовательных программ из вузов уйдет и вернется в школу, а вузы получат академическую свободу для развития собственных программ. Таким образом, дети будут учиться столько же, сколько и сейчас, только начинать грызть гранит науки будут раньше, а количество общеобразовательных программ в вузах сократится. Возможно, казахстанские школьники уже давно ходили бы в 12-летнюю школу, если бы депутаты, ученики с родителями и даже некоторые учителя не противилось этой реформе. Группа парламентариев, проведя тщательный анализ расходов бюджета в социальном блоке, добилась того, чтобы реформу отложили на неопределенный срок, поскольку в непростые экономические времена она дорого обходилась для страны. В 2015 году к этому вопросу вернулись. Только на этот раз чиновники решили не спешить и предусмотрели переход на 12-летнее образование в несколько этапов. Так, 2010-2014 годы составляли подготовительный период - действовали экспериментальные классы, выпустили и апробировали новые учебные пособия, как и различные варианты структуры 12-летнего образования. Такие типы, как 4+6+2, 5+5+2, то есть подразделяющиеся на начальное, среднее и специализированное обучение. В итоге остановились на схеме “нулевой класс с единой типовой программой + 11 классов”. С 2016 по 2020 год проходит поэтапное внедрение стандартов 12-летнего образования, обучения по обновленному содержанию. Также внедрили систему критериального оценивания обучающихся. Это когда учитель смотрит не на то, заучил ребенок урок или нет, а на то, как он распоряжается знаниями, где он искал информацию и при помощи каких современных подходов. Государственные мужи уверены, что прием в школу первоклашек с шести лет оправдан, и доказательством этого служит опыт многих стран, в том числе входящих в число 50 конкурентоспособных государств мира. Психологи также уверяют, что в шесть лет дети уже психологически и физиологически готовы к обучению. Однако многие не разделяют этой точки зрения, считая, что наша страна не готова к таким реформам, которые приведут к острой нехватке ученических мест в школах, дефициту учителей и необходимости строительства новых школ.
Нур-Султан |