ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Академический интерес Образование

Алла Иванилова
Не количество, а качество. Именно такого принципа решили придерживаться в высшем образовании и сократить число высших учебных заведений в Казахстане

Поводом для оптимизации вузов стало замечание президента о том, что их количество в стране, а это 131, неоправданно высоко. Министерство образования и науки сразу же приняло ряд мер. Вчера депутаты мажилиса одобрили в первом чтении проект закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений”.
Высшие учебные заведения смогут сами разрабатывать образовательные программы с ориентиром на рынок труда. Это важно в условиях перехода к новой экономике, когда потребность в квалифицированных кадрах и новых профессиях возрастает. Помимо этого студенты будут сами определять свою траекторию обучения.
Одно из новшеств - рейтинг специальностей. Уже выпустили первый рейтинг по IT-специальностям. Таким образом, чиновники считают, что на первом этапе высшие учебные заведения сконцентрируются на том или ином направлении, и их специализация произойдет естественным образом. Далее сократится их количество.
Сегодня кадры готовят в соответствии с классификатором специальностей, в котором их насчитывается более 600. При этом многие из них уже не являются актуальными. Несоответствие кадров потребностям рынка труда также обусловлено долгим процессом введения новой специальности в классификатор специальностей высшего и послевузовского образования. Этот процесс занимает от шести месяцев до года. Чтобы исключить все проволочки, вводят новый классификатор. Изменится и механизм лицензирования. Если раньше лицензировалась специальность, то теперь в соответствии с новым классификатором станут лицензировать направление подготовки кадров.
При этом оценка качества высшего образования проводится через механизм аккредитации. Сегодня реестр насчитывает восемь аккредитационных агентств: пять казахстанских и три зарубежных. Их регламенты разработали на основе международных стандартов. В стране нет конкурентной среды между отечественными и иностранными агентствами. В этой связи предлагается внести поправки в части расширения сети аккредитационных агентств, признанных на европейском и азиатском континентах, что позволит совершенствовать действующий институт аккредитации.
Расширение академической свободы вузов тесно связано с изменением системы управления, что позволит самостоятельно решать вопросы найма на работу. Сегодня госвузы регулируются законодательством в области госимущества. Чтобы исключить этот пробел, в проект закона заложили нормы по преобразованию государственных и национальных вузов в некоммерческое акционерное общество со стопроцентным участием государства. Также предусмотрели упрощенный механизм трансформации для частных вузов, утвержденных как коммерческие организации. Однако это не является обязательным. Для решения этого вопроса предложили в Закон “Об образовании” включить отдельную статью, регламентирующую деятельность и компетенцию вузов. Она даст право высшим учебным заведениям осуществлять 13 видов коммерческой деятельности, также они смогут создавать эндаумент - Фонд организации вузовского или послевузовского образования, юрлица по научно-образовательной деятельности за счет внебюджетных источников финансирования, открывать стартап-компании, привлекать дополнительные источники финансирования для осуществления вузовской деятельности, создавать филиалы в иностранных государствах.
Помимо расширения академической и управленческой самостоятельности предусмотрели и гибкость финансирования. Предлагают отойти от финансирования самой специальности в течение четырех лет и перейти к кредитному финансированию без привязки к срокам обучения. Для этого законопроект предусматривает наделение Министерства образования и науки новыми полномочиями по утверждению порядка финансирования вузов с учетом кредитной технологии обучения и формированию государственного образовательного заказа. Также изменили срок утверждения госзаказа на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием с одного на три года.
А вот норму, регулирующую стоимость обучения в вузах на платной основе, чиновники намерены исключить. Эта поправка, по их мнению, расширит доступ граждан к получению высшего образования, в том числе относящихся к социально-уязвимым слоям населения.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение