Алла Иванилова Не количество, а качество. Именно такого принципа решили придерживаться в высшем образовании и сократить число высших учебных заведений в Казахстане
Поводом для оптимизации вузов стало замечание президента о том, что их количество в стране, а это 131, неоправданно высоко. Министерство образования и науки сразу же приняло ряд мер. Вчера депутаты мажилиса одобрили в первом чтении проект закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений”. Высшие учебные заведения смогут сами разрабатывать образовательные программы с ориентиром на рынок труда. Это важно в условиях перехода к новой экономике, когда потребность в квалифицированных кадрах и новых профессиях возрастает. Помимо этого студенты будут сами определять свою траекторию обучения. Одно из новшеств - рейтинг специальностей. Уже выпустили первый рейтинг по IT-специальностям. Таким образом, чиновники считают, что на первом этапе высшие учебные заведения сконцентрируются на том или ином направлении, и их специализация произойдет естественным образом. Далее сократится их количество. Сегодня кадры готовят в соответствии с классификатором специальностей, в котором их насчитывается более 600. При этом многие из них уже не являются актуальными. Несоответствие кадров потребностям рынка труда также обусловлено долгим процессом введения новой специальности в классификатор специальностей высшего и послевузовского образования. Этот процесс занимает от шести месяцев до года. Чтобы исключить все проволочки, вводят новый классификатор. Изменится и механизм лицензирования. Если раньше лицензировалась специальность, то теперь в соответствии с новым классификатором станут лицензировать направление подготовки кадров. При этом оценка качества высшего образования проводится через механизм аккредитации. Сегодня реестр насчитывает восемь аккредитационных агентств: пять казахстанских и три зарубежных. Их регламенты разработали на основе международных стандартов. В стране нет конкурентной среды между отечественными и иностранными агентствами. В этой связи предлагается внести поправки в части расширения сети аккредитационных агентств, признанных на европейском и азиатском континентах, что позволит совершенствовать действующий институт аккредитации. Расширение академической свободы вузов тесно связано с изменением системы управления, что позволит самостоятельно решать вопросы найма на работу. Сегодня госвузы регулируются законодательством в области госимущества. Чтобы исключить этот пробел, в проект закона заложили нормы по преобразованию государственных и национальных вузов в некоммерческое акционерное общество со стопроцентным участием государства. Также предусмотрели упрощенный механизм трансформации для частных вузов, утвержденных как коммерческие организации. Однако это не является обязательным. Для решения этого вопроса предложили в Закон “Об образовании” включить отдельную статью, регламентирующую деятельность и компетенцию вузов. Она даст право высшим учебным заведениям осуществлять 13 видов коммерческой деятельности, также они смогут создавать эндаумент - Фонд организации вузовского или послевузовского образования, юрлица по научно-образовательной деятельности за счет внебюджетных источников финансирования, открывать стартап-компании, привлекать дополнительные источники финансирования для осуществления вузовской деятельности, создавать филиалы в иностранных государствах. Помимо расширения академической и управленческой самостоятельности предусмотрели и гибкость финансирования. Предлагают отойти от финансирования самой специальности в течение четырех лет и перейти к кредитному финансированию без привязки к срокам обучения. Для этого законопроект предусматривает наделение Министерства образования и науки новыми полномочиями по утверждению порядка финансирования вузов с учетом кредитной технологии обучения и формированию государственного образовательного заказа. Также изменили срок утверждения госзаказа на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием с одного на три года. А вот норму, регулирующую стоимость обучения в вузах на платной основе, чиновники намерены исключить. Эта поправка, по их мнению, расширит доступ граждан к получению высшего образования, в том числе относящихся к социально-уязвимым слоям населения.
Астана |