|
Алла Иванилова В связи с переходом на латиницу внедрение нулевых классов планируется перенести на год, то есть к 2020 году. В остальном, как доложил на недавнем заседании правительства министр образования и науки, внедрение обновленного содержания идет по графику
Как считают в Минобразования, действующие учебные программы не способствуют развитию у детей навыков критического и творческого мышления, умению общаться и работать в команде. В целях интеграции в мировое образовательное пространство в республике полным ходом идет внедрение обновленного содержания в школах. Суть очередных реформ сводится к тому, чтобы научить школьников думать, анализировать и применять на практике свои знания, а не просто заучивать формулы. При этом, как уверяют чиновники, при внедрении новых методик сохраняются лучшие традиции и стандарты отечественного образования. О том, как казахстанское образование переходит на “новые рельсы”, поведал недавно министр образования и науки Ерлан Сагадиев. Прежде чем приступить к этому процессу повсеместно, новые программы апробировали в Назарбаев Интеллектуальных школах, а затем в 30 пилотных школах, где средний балл качества образования впоследствии вырос в два раза. Переход на программы обновленного содержания осуществляется согласно графику. Так, в 2016-2017 учебном году учиться стали “по-новому” ученики 1-х классов, в 2017-2018-м - 2, 5, 7-х. На сегодняшний день 42 процента школьников учатся по новым программам. В следующем, 2018-2019 учебном году на обновленное содержание перейдут 3, 6 и 8-е классы. В 2019-2020 учебном году - 4, 9, 10-е классы. К тому же с 2019 года в 10-11-х классах будет вестись обучение по четырем предметам - химия, физика, информатика и биология - на английском языке. К 2021 году все, начиная от 0 и заканчивая 11-м классом, перейдут на обновленную программу. Таким образом, в графике перехода произошли некоторые изменения. Изначально планировалось, что 0 классы будут учиться “по-новому” уже в 2019 году: единая программа и график подготовки учителей готовы, учебники прошли экспертизу. Но все они на кириллице. Поэтому теперь необходимо их перепечатать почти для 400 тысяч учащихся нулевых классов. “В связи с переходом на латинскую графику считаем целесообразным печатать эти учебники сразу на латинице. Это будет выгодно и в финансовом плане. Для подготовки новых учебников, проведения экспертизы, апробации, подготовки учителей нужно время. Поэтому на нулевые классы перейдем в 2020 году”, - констатировал Ерлан Сагадиев.
При этом уже готовы новые государственные стандарты начального, основного и общего среднего образования. Утверждены типовые учебные планы и программы, разработаны учебники. Внедряется критериальная система оценивания. Разработаны и внедрены учебники для 1, 2, 5 и 7-х классов. На уровне начального образования вводятся единые базовые учебники. В 2018-2019 годы внедрят учебники для 3, 6 и 8-х классов. Сейчас их макеты размещены на портале “Общественная оценка”. Минобразования направило ссылку всем 300 тысячам учителей, директоров школ и двум миллионам родителей, чтобы они могли участвовать в обсуждении. Ежедневно более 20 тысяч человек просматривают проекты новых учебников.
Отменена норма по обязательному закупу учебников раз в четыре года. Лишь в случае значительных изменений стандартов образования и программ обучения книги будут перевыпускаться. Акиматы вправе закупать лишь необходимое количество учебников, а типографии в обязательном порядке будут предоставлять их электронную версию. В марте сформируют список учебников на следующий учебный год, в апреле местные органы начнут их закупать. Ежегодно 75 тысяч учителей будут проходить курсы повышения квалификации. Однако действующий подход не совсем удобен для учебного процесса и не устраивает самих учителей и директоров школ: пока тот или иной учитель на “курсах”, он оторван от учебного процесса. Его двух-, трехнедельное отсутствие сказывается на качестве знаний учащихся, а замена не всегда решает этот вопрос. В этой связи предлагается обучать городских педагогов по системе “1+5”: один методический день - получение новых знаний по теории преподавания, пять дней - отработка на практике в своей школе. Для сельских учителей курсы можно частично проводить дистанционно. Чтобы стимулировать педагогов, с 1 января 2018 года увеличены на 30 процентов должностные оклады тех, кто перешел на обучение по учебным программам обновленного содержания (1, 2, 5, 7-х классов, с 1 сентября текущего года - 3, 6 и 8-х классов). В целом более 200 тысяч учителей, или 70 процентов от общего числа, получат в 2018 году повышенную зарплату. При этом педагоги, по словам главы Минобразования, обеспечиваются цифровыми образовательными ресурсами: на сегодняшний день все сто процентов школ имеют доступ к цифровым ресурсам. Другой вопрос - проблема качества связи. К широкополосному интернету со скоростью 4 мегабита в секунду и выше подключены только 62 процента от общего числа школ и только у 2500 школ “разнесен” Wi-Fi. При этом оснащенность персональными компьютерами составляет один компьютер на 11 учащихся. Реформы, которые сегодня происходят в среднем образовании, вызывают немало споров и критики. В этой связи премьер-министр Бакытжан Сагинтаев поручил пересмотреть подходы к работе, учитывать мнение учителей и общественности, широко обсуждать принимаемые новшества и находить компромиссы. “Споры вызывает качество проведения этих реформ, их последовательность, ситуация с учебниками, по которым из года в год проблемы повторяются”, - отметил глава Кабмина и предупредил министра образования и науки о том, что он несет персональную ответственность за реализацию поставленных задач.
Астана |