Алла Иванилова Поднять уровень престижа профессии учителя в Казахстане - такой курс взят сегодня правительством. Помимо увеличения заработной платы и предъявления новых требований к педагогам в Министерстве образования и науки предлагают еще ряд новшеств
Сегодня зарплата учителей значительно ниже показателей среднего уровня дохода казахстанцев. В своем Послании народу Казахстана президент Нурсултан Назарбаев поручил с 1 января 2018 года увеличить на 30 процентов должностной оклад учителей, которые переходят на обновленное содержание учебного материала. Чтобы исполнить этот пункт, потребуется уточнение бюджета. Но чиновники уже подсчитали и заложили в расходы на эти цели 70 миллиардов тенге. В Министерстве образования и науки также намерены поднять зарплату завучам и директорам школ. Решать этот вопрос будут посредством аттестации. Об этом недавно на совместном заседании комитета мажилиса по социально-культурному развитию и социального совета при фракции партии “Нур Отан” рассказал вице-министр образования и науки Асхат Аймагамбетов. На сегодняшний день директора школ проходят аттестацию как гражданские служащие - раз в три года. При этом никаких доплат нет: не учитывают профессионализм руководителя, наполняемость школ. В итоге главы больших и малых школ получают одинаково. В этой связи руководители МОН задумались над дифференцированной оплатой труда для директоров организаций среднего образования и в том числе для их заместителей. В качестве выхода из сложившейся ситуации чиновники предлагают дать возможность руководству школ вести некоторые предметы. Такое практиковалось в советское время, и в 90-е годы директора могли преподавать, иметь девять часов - так называемые “полставки”. Сегодня такой нормы в законе нет. Повсеместно приходят органы финансового контроля, и возникают вопросы по законности этой доплаты. В этой связи Минобразования намерено вновь узаконить полставки - девять часов, таким образом, вернув в учебный процесс директоров школ и их замов и обеспечив им прибавку к заработной плате. Образовательное ведомство также планирует ввести новую категорию учителей - “педагог-мастер”. Учителя этой категории, которые пройдут Национальный квалификационный тест, будут получать надбавку в размере 50 процентов от своего оклада к той, которая уже сегодня имеется. Чтобы все надбавки были оправданы, планируется ввести новую систему аттестации. Ранее министр образования и науки Ерлан Сагадиев объяснял, что зарплата учителей будет зависеть от уровня, который будет присуждать Национальный квалификационный тест. Те, кто прошел категорию по старой системе аттестации, могут еще пять лет спокойно работать и им необязательно снова проходить аттестацию. Но при этом у таких педагогов остается старая сетка заработной платы. Если же преподаватель хочет перейти на новую сетку, то ему нужно сдать Национальный квалификационный тест, в котором сто вопросов, из них 70 процентов по тому предмету, который он преподает. Еще одно из требований касается не только обязанностей, но и прав учителей. В настоящее время вносятся изменения в постановление правительства №127 - это Типовые правила приема в организации образования. Вводится новое понятие “договор”. Сегодня родители заключают договоры в детских садах и в университетах, а в школах - нет. Поэтому этот пробел чиновники намерены исключить, тем самым защитить педагогов, четко регламентировав права и обязанности каждой из сторон. К слову, недавно в ходе заседания коллегии Министерства образования и науки глава ведомства Ерлан Сагадиев поставил точку в ситуации с приватизацией детских садов и колледжей. “До нас доходит информация, что под предлогом передачи в доверительное управление на местах на самом деле инициируется приватизация детских садов и колледжей. Мы категорически против приватизации. Хорошо, что за прошлый год было открыто более 700 новых детских садов и мини-центров в основном частниками. Мы за, но приватизировать ничего не надо. Это мы уже проходили, когда детсады приходилось выкупать назад. Объектов образования будет еще долго не хватать”, - высказал свою позицию главный педагог страны. Между тем в Казахстане каждые два года нужно строить около 300 школ, на что потребуется 350-400 миллиардов тенге бюджетных средств. Учитывая, что госказна не осилит такие расходы, в образовательном ведомстве намерены привлекать частный капитал. При этом государство продолжит строительство школ, особенно в сельской местности.
Астана |