|
Айгуль Жилкишина Занятия в школе постепенно входят в рабочий ритм, однако за ним поспевают не все дети, особенно младшеклассники. Эксперты установили, что за лето они успевают забыть тот объем информации, который заучивали от одного до полутора месяцев. Больше всего летние каникулы сказываются на успеваемости по математике, а особенно плохо школьники справляются с задачами на вычисление. Кроме того, многие ученики жалуются на головные боли. Не спешите укорять детей в том, что они просто отлынивают от выполнения домашних занятий или симулируют. Ученые доказали - все эти явления обоснованы, но родители в состоянии помочь свои чадам войти в творческий школьный режим
Исследователи уже давно занимаются далеко не праздным вопросом, как трехмесячный летний отдых влияет на успеваемость школьников. Как правило, летом дети не решают математические задачи. Однако и во время отдыха они смотрят телевизор, общаются с друзьями в сети, читают книги или слушают песни. Одним словом, продолжают практиковаться в чтении и разговоре. Почему из памяти исчезает определенная информация, если нет практики? Дело в том, что человек познает мир на трех когнитивных (т.е. познавательных) уровнях: концептуальном, фактическом и процедурном. Первый уровень требует опыта, но не постоянной практики. То есть такие вещи запоминаются легко (в Солнечной системе 9 планет, с 2002 года их стало 8, так как Плутон больше не считается планетой), и постоянная практика для их запоминания не нужна. А для обучения на фактическом и процедурном уровнях нужны постоянная практика и повторение - скажем, для запоминания наименований Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Меркурий, Венера, Земля и Марс. Или процесс решения задач по математике и выполнения упражнений на правописание. А поскольку летом дети чаще всего не повторяют пройденный материал, то школьная успеваемость осенью резко падает. Психологи подсчитали, что всего лишь четыре-пять прочитанных летом книг помогают ребенку сохранить беглость чтения. Те родители, которые летом вели дневник каникул со своими детьми (и проверяли ошибки), существенно помогают им безболезненно перейти к занятиям в школе. Ученые университета Тафтса кроме этого установили, что особенно полезно чтение вслух. И не только брату, сестре или родителям. Например, чтение вслух собаке улучшает навыки ребенка гораздо лучше, чем чтение человеку. Эксперимент показал, что дети, которых слушали собаки, читали значительно лучше тех, которых слушали люди. Более того, некоторые из читавших людям школьники не закончили эксперимент из-за того, что им стало скучно в нем участвовать. Но все же о главном - как достичь того, чтобы дети усваивали новый материал успешно, легко и с интересом? Неважно где - дома или в школе. Если школьник (да и взрослый тоже) доволен тем, как он справляется с заданиями, то он будет легче развивать свои навыки и, следовательно, лучше запоминать новые данные. А вот разочарование и неудачи тормозят процесс обучения, и выученные уроки забываются. Кроме того, чем чаще ребенок повторяет тот или иной материал, тем лучше он его запомнит. И наконец, успехи ребенка зависят от мотивации. Выполненная работа дает положительный эффект, если она не слишком простая и не слишком трудная. Решение очень легких задачек не приносит чувства удовлетворения, а слишком сложных - не всегда дает результат. И в том, и в другом случае ребенок не ощутит победы, и тогда интерес к самому процессу теряется. Как еще можно повлиять на успеваемость детей? Занятия другого рода, а лучше - умеренные физические нагрузки. Современный школьник очень перегружен в школе, но занятия спортом идут ему только на пользу, что особенно проявляется у детей 9-10 лет. Потому что именно в этом возрасте спортивные дети начинают резко отличаться от неспортивных не только внешним видом (подтянутые, энергичные), но и академическими успехами. Экспериментально было доказано, что эта разница проявляется в способности детей справляться со школьной программой по математике. Школьники, занимающиеся спортом, при прочих равных условиях показывают результаты на 30 процентов выше тех, кто другим видом спортом, кроме уроков физкультуры в школе, не занимается. Кроме того, врачи предупреждают - именно в возрасте 10-11 лет определяется количество костной массы. Уже в зрелом возрасте люди, в детстве занимавшиеся спортом, не имеют проблем с опорно-двигательным аппаратом. А значит, суставы будут служить долго и не доставлять лишних проблем. Всем знакомо это явление с детства - иногда во время (скучного, сложного) урока вдруг заболит голова. Отпросившись домой, вы выходите за школьный забор, и вдруг головная боль проходит, начинаешь отлично себя чувствовать. А теперь, когда ваш ребенок жалуется на головную боль, вы, иногда разрешая ему пропустить занятия в школе, полагаете, что он обманывает. Недавние исследования экспертов доказывают, что ребенок, скорее всего, не обманывает. Ведь летом ребенок больше двигается, спит, сколько нужно его организму, ест более здоровую еду и не испытывает стресса. Поэтому стоит ему вернуться в школу (даже в самую хорошую), как головные боли, которых летом не было вообще, становятся явлением довольно частым. Нейрофизиологи отмечают: “Мы обнаружили, что чаще всего на головную боль жалуются мальчики 5-9 лет. С возрастом количество жалоб существенно сокращается. Что касается девочек, то у них первые мигрени появляются в период полового созревания”. Ученые утверждают, что причины головных болей и мигрени - ритм школьной жизни. Стресс, недостаток сна и физических упражнений, дополнительные кружки и секции и желание успеть сделать уроки. И как результат - плохие оценки. Кроме того, не все родители осознают, что во время учебного года дети должны больше спать - не только для отдыха, но и для обработки больших потоков информации. Головной мозг ночью не отдыхает, а работает, причем очень интенсивно. Испанские ученые выяснили, что учащимся начальных классов спать необходимо не менее девяти часов в сутки. Ученые попросили родителей 142 школьников начальных классов (65 девочек и 77 мальчиков) ответить на вопросы о режиме дня своих детей. В результате работы выяснилось следующее: несмотря на то, что все дети спали около восьми часов в сутки, 69 процентов из них возвращались домой после 21 часа минимум три раза в неделю. Четыре дня в неделю дети ложились спать позже 23 часов. Исследователи установили: те школьники, которые спали 9-11 часов в сутки и соблюдали режим дня (всегда ложились и вставали в одно и то же время), показали лучшую успеваемость, чем те, кто спал 8-9 часов в сутки. Как утверждают авторы исследования, наиболее сильно от недосыпа страдает изучение языка: дети хуже воспринимают грамматические, орфографические правила и хуже выражают свои мысли вслух. И наконец, все мы знаем, что хорошее настроение помогает работать. Но и учиться с ним легче. Ученые выяснили, что дети уже с 16 месяцев способны различать человека, который шутит и разыгрывает их. Если родители не смешат своих детей, не развлекают, то у них хуже развиваются чувство юмора и воображение. Иными словами, не забывайте дурачиться со своими детьми. Они умнеют, когда смеются. |