Айгуль Жилкишина Ученики тратят больше времени и энергии на уроки, чем взрослые на производстве. Представители фракции “Ак жол” считают это нарушением прав детей. На днях депутат Меруерт Казбекова потребовала от профильного ведомства более эффективно управлять учебным процессом в интересах детей, аргументируя тем, что у школьников шестидневная неделя, тогда как у взрослых - пятидневная. Найти баланс между популизмом и необходимостью нам помогла заместитель директора по учебно-воспитательной работе 25-й алматинской гимназии Елена Леонидовна Букина
Мажилисвумен Казбекова апеллировала: “С учетом времени, необходимого на выполнение обязательных домашних заданий, недельная часовая нагрузка у ребенка оценивается специалистами в 50 и более часов. Таким образом, учебная нагрузка детей нередко выше трудовой нагрузки взрослого человека”. Напомним читателям, что в конце февраля уже предлагалось ввести пятидневку в школе и отменить домашние задания. Представители МОН обещали изменить нормативы по подготовке домашних заданий и ввести их уже в этом году. Насколько точно они выполняют свои обещания? Неделю назад премьер-министр Карим Масимов подписал постановление правительства от 25 апреля 2015 года “О внесении изменений и дополнений в постановление правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 “Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования”. В них изменены и пункты, касающиеся максимальных объемов недельной учебной нагрузки школьников - от 25 часов во 2-м классе до 39 часов в 11-м классе. В старых (но еще действующих) правилах максимум часов устанавливался без учета внеклассной работы. Гимназиям и лицеям даются дополнительные 8,5 часа нагрузки для углубленного изучения предметов. А в измененных он включает все виды классной и внеклассной работы вместе с индивидуально-групповыми консультациями. Однако вводиться новые правила будут поэтапно. В 1-х классах - с 1 сентября 2016 года, во 2-х - с 1 сентября 2017 года, в 3-х - с 1 сентября 2018 года, во всех остальных - с 1 сентября 2019 года. В новых ГОСО (если не будет никаких дополнений) количество часов для домашней работы не регламентируется. Однако “Санитарно-эпидемиологические требования к объектам воспитания и образования подростков” (с изменениями от 20 декабря 2013-го) гласят, что нагрузка детей в школе не может превышать шести уроков. Действующие санитарные нормы относительно новые, и особой необходимости вносить в них изменения нет, тем более что эксперты МОН РК продолжают работу над нормативами. Специалисты этого профильного ведомства полагают, что нагрузка школьников дома не должна превышать трети от изученного на уроке материала. И все же как быть, если эти правила не выполняются на практике?
Какой объем знаний школьник усвоит на уроке, сколько времени будет выполнять домашнее задание, все зависит от учителя, убеждена Елена Букина. В наше время ротация всех процессов происходит постоянно, в том числе и обучающих. Учителя должны успевать осваивать все новые методики, адаптируя свое мышление. При постоянной комбинаторике можно дать максимум и все успеть за 45 минут - для этого стоит только хорошо организовать свой урок. Но не все наши педагоги работают эффективно, обучая детей. Именно поэтому происходят нестыковки во время урока, а значит, и потеря времени. В таких случаях дети и родители должны дорабатывать дома то, чего не смог дать учитель на уроке. Таким образом, нагрузка перекладывается на плечи детей. |