ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



На скорую руку или на долгую муку? Образование

Айгуль Жилкишина
В России в силу скоро вступит специальный приказ, регламентирующий время школьников на выполнение домашнего задания. Собственно, оно давно прописано в санитарных нормах и правилах, но их особенно никто не соблюдал. Участившиеся сейчас жалобы родителей на чрезмерную нагрузку на детей побудили чиновников обратить внимание педагогов на этот вопрос. Специалисты Минобра РФ рекомендуют время от полутора часов в младших классах до трех с половиной в выпускных. Их проект сейчас тщательно проверяется общественной экспертизой. Нормы для выполнения домашних заданий существовали всегда на общем советском образовательном пространстве. Сколько времени должны корпеть над учебниками казахстанские школьники?

Нагрузка детей школьного возраста в наши дни вызывает слезы не только у родителей. Иногда при выполнении некоторых проектов (к примеру, по немецкому языку в одной из спецшкол города) необходима помощь опытных профессионалов. Почему у педагогов такие высокие требования к домашним заданиям, насколько они обоснованы?
Поговорив с представителями одной из алматинских гимназий, я выяснила следующее. Некоторые “генералы” школьного фронта считают, что на выполнение домашней работы необходимо от трех часов в 1-х классах до шести часов в 11-х классах. По КЗоТу взрослым положен 8-часовой рабочий день. А у школьника? Если сложить шесть часов уроков в школе и шесть часов за уроками дома, то можно прийти к выводу, что дети получают большую нагрузку, чем их родители. Разумеется, не все, а те, кто хорошо учится и нацелен на поступление в хороший вуз. Однако это ненамного больше, чем у всех остальных.
В идеале дети все усваивают на уроке, а дома тратят немного времени на повторение и закрепление пройденного материала. А затем занимаются дополнительным образованием - музыка, спорт, изостудия, танцы и т.д. Тогда правильный принцип “загружать детей занятиями, чтобы у них не было свободного времени”, работал бы безотказно. Однако способности у детей разные - время на усвоение материала, как в школе, так и дома, точно установить невозможно.
Учитывая состояние образования в Казахстане - переполненные классы и школы, нехватка педагогов, - нужно признать, что в ближайшее время эти вопросы не решатся. Сейчас выполнение программы “100 школ, 100 больниц” из-за кризиса приостановлено, и далеко не все выпускники педагогических вузов трудоустраиваются в школах. Детей в школы зачастую принимают сверх установленных норм - в благополучные и элитные. Казахстанцев, желающих дать детям хорошее среднее образование, гораздо больше, чем таких образцовых школ. Кстати, это не только вопрос коррупции, но и дискредитация самой идеи элитного образования. Кроме того, еще в прошлом году в стране около 100 школ работали в три смены и половина из них - в Алматинской области.
У учителей один выход - задавать на дом много, опрашивать бегло. Им нужно успеть все по плану и вне плана - директор школы требует, районное руководство не отстает, а уж городское...
Как быть в такой ситуации детям, родителям и бабушкам с дедушками? Психолог Анастасия Коньшина настаивает на том, чтобы педагоги и родители обучали детей навыкам самоорганизции и саморелаксации. С самого 1-го класса. Дети должны не только учиться, но и “учиться учиться” - раньше это называлось “гигиена труда”, а теперь time management, или управление временем.
Дети должны научиться управлять своей энергией, чтобы не уставать. Для этого нужно чередовать трудные задания с легкими, устные с письменными, а для выполнения особенно сложных заданий находить время за 2-3 дня.
Однако на практике все это трудно осуществимо. Во всяком случае без современных образовательных технологий и методик преподавания. Именно они помогают справиться со стрессами и нехваткой времени в современных условиях не только взрослым, но и детям. Да, их нужно вводить в школах, применять дома, так как выполнение домашних заданий развивает не только мозг ребенка, но и его характер.

Что по этому поводу
говорит МОН РК?

В нынешнем ГОСО (государственный общеобязательный стандарт среднего образования) регламентировано максимальное количество часов. Но только школьных занятий, а не домашних. Ранее существовал приказ с нормами для выполнения домашнего задания, но в 2010 году их отменили. Сейчас в Казахстане де-юре объем домашних заданий никакими законами и санитарными правилами не регулируется. Администрация школ страны ориентируется на недельную нагрузку типового учебного плана. Однако эта недельная нагрузка определяет только то, что школьники должны выполнять на уроке. При этом объемы недельной нагрузки (в классе, факультативы, кружки) не должны превышать 24 часов в 1-м классе, и 39 часов в 11-м классе. Работа учеников дома этим документом не лимитируется - это вопрос индивидуального порядка.
Казахстанский адвокат Жангельды Сулейманов нашел юридические бреши в ГОСО и предлагает запретить домашние задания или уменьшить количество уроков в школе, что, по его мнению, позволит ввести пятидневку в школе. Но Министерство образования категорически против отмены домашних заданий, а наши педагоги намерены законодательно закрепить выполнение домашней работы. МОН РК планирует внести изменения в нормативы по их подготовке. Проект, по заявлению чиновников, на стадии разработки, поскольку эти нормы собираются вводить уже в этом году. Они предлагают ввести такой принцип расчета - нагрузка школьников дома не должна превышать трети от пройденного в школе материала. К примеру, если на уроке разобрали девять задач, на дом будут задавать не больше трех. При этом ученики начальных классов должны будут работать дома не более часа, а старшеклассники - не больше двух.
Возможно, стоит такой важный вопрос обсудить не только в министерских кулуарах, но и в родительских комитетах, педагогических коллективах и во всем школьном сообществе? Он ведь касается всех.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение