|
Алла Иванилова
К 2020 году Казахстан полностью перейдет на 12-летнюю модель школьного образования. Сегодня эксперты подвергают эту реформу критике, сетуя на то, что в стране нет подходящей базы в виде апробированных учебников, готовых к переходу педагогов, да и население к таким переменам относится не оптимистично
Сегодня модель 12-летнего образования работает в 140 странах мира и переход на нее - неотъемлемая часть болонского процесса, участником которого является Казахстан. В республике переход на “12-летку” проходит в несколько этапов. Так, 2010-2014 годы - подготовительный период, а уже с 2016 по 2020 год пройдет поэтапное внедрение стандартов 12-летнего образования. При этом, согласно плану, 2015 год является началом внедрения этих стандартов в 1-м, 5-м и 11-м классах.
Министерством образования и науки утверждены основные положения ГОСО (Государственного общеобразовательного стандарта образования) 12-летнего обучения, определен состав учебных предметов и разработаны учебники.
Уже почти два года в 104 школах республики функционируют экспериментальные классы, выпускники которых, а это 1233 школьника, услышат последний звонок не в 11-м, а в 12-м классе. Однако дебаты на эту тему до сих пор не утихают.
Недавно вопрос о 12-летнем образовании обсуждался в мажилисе парламента на заседании Комитета по социально-культурному развитию. Вице-министр образования и науки Есенгазы Имангалиев отметил: “Первый выпуск учащихся с 12-летним образованием (классов), которые были приняты в первый класс с шести лет, запланирован в 2014/15 учебном году. Выпускники экспериментальных классов, желающие продолжить обучение в вузах в 2015 году, будут сдавать ЕНТ на общих основаниях. В это время тестовые вопросы ЕНТ разрабатывают в соответствии с программой экспериментального образования. Во время обучения на первых курсах вузов кредиты по предметам, изученным в 12-м классе, будут зачтены”. При этом среди положительных моментов внедрения обучения с шести лет чиновник назвал раннее введение предметов английского языка, информатики, изучение режима обучения в сторону уменьшения учебной нагрузки, совершенствование владения родным языком через функциональный подход и другие.
Государственные мужи уверены, что прием в школу первоклашек с шести лет оправдан, и доказательством этого служит опыт многих стран, в том числе входящих в число 50 конкурентоспособных государств мира. Психологи также уверяют, что в шесть лет дети уже психологически и физиологически готовы к обучению. Однако депутаты не разделяют этой точки зрения и считают, что наша страна не готова к переходу на 12-летнее образование. Дефицит школ, аварийные здания, трехсменное обучение - все это не в пользу предстоящих реформ. К тому же народные избранники переживают за здоровье детей, которые будут учиться в неподходящих условиях.
С мажилисменами согласен и главный санитарный врач Казахстана Жандарбек Бекшин. По его мнению, новый проект государственного образовательного стандарта начального образования (ГОСНО) несет риски и не сопровождается научной оценкой. Никто из чиновников не представил “выкладки” по напряженности учебных процессов, что и наводит главного санитарного врача на сомнения. Чтобы уверенно приступать к реформам, необходимо дать научную оценку предстоящего пилотного проекта. “Мы не можем сказать, какие риски есть! Мы видим, что все идет в игровом формате, преподается. Мы имеем ранний опыт еще советского периода шестилеток, когда были отдельные блоки вплоть до режима сна. Сейчас нам нужно посмотреть стандарт средней школы, что мы имеем, какие факторы опасные, какие риски, чтобы их устранить”, - отметил Бекшин. В первую очередь, нужно учитывать ежедневную нагрузку.
Однако вице-министр образования и науки Есенгазы Имангалиев заверил, что эта работа ведется. Более того, он посетовал, что казахстанские ученые не исследовали этот вопрос, поэтому ведомство обратилось за экспертизой нормативно-правовой документации в российский Институт гигиены, где дали положительное заключение. Главный санврач Казахстана заверил, что “у нас есть научный потенциал в этом плане”, поэтому, чтобы не внедрять 12-летнее образование в отрыве от реальности, необходимо обратиться за советом к отечественным ученым.
Астана |