|
Айгуль Жилкишина
Интенсивность и скорость жизни становятся столь стремительными, что изменения ощущаются с каждым новым потоком первоклассников, переступающих порог школы. Как сохранить то хорошее, что было раньше, и объединить со всеми преимуществами новых времен, образуя своеобразный мост между прошлым и будущим для настоящего подрастающего поколения - от малышей до подростков? О насущном, актуальном и вечном я побеседовала с директором 25-й гимназии имени И. Есенберлина с углубленным изучением французского языка Газизой Абдыкалыковной Аманбай
- Разрешите поздравить Вас с началом нового учебного года и поинтересоваться, будет ли ваша школа в этом году отмечать какие-либо юбилеи?
- Сейчас нашей школе исполняется 77 лет. Но у нас другая двойная круглая дата - в ноябре исполняется 80 лет Изотовой Галине Григорьевне. Это наша гордость - 1 октября исполнится 55 лет ее педагогической деятельности. Ныне преподаватель истории, Галина Григорьевна была директором школы с 1976-го по 1992 год. Она до сих пор активна в профессии - в прошлом году было издано ее пособие по истории Казахстана.
- Предваряя поздравления Галине Григорьевне от имени нашей газеты, надеюсь на большое интервью ко Дню учителя - имея за плечами более полувека педагогического стажа, ей есть, что сказать граду и миру, а также детям и родителям.
Сколько вы набрали в первый класс этой осенью?
- В этом году мы приняли 125 первоклассников. Для сравнения: в прошлом году мы набрали 104 ученика, то есть нынче на целый класс больше. Вообще, по всему городу наблюдается такая статистика. Эксперты объясняют это повышенной рождаемостью в 2007-2008 годах, к тому же идет приток населения из сельской местности. Мы планировали три-четыре первых класса, а получилось пять первых классов: два коллектива по 19 учеников, в одном - 29, и еще в двух - по 27 учащихся. Всего же в нашей школе 788 учеников, и 26 из них выпускаются грядущей весной.
- Сколько в вашей школе работает педагогов?
- Наш педагогический коллектив насчитывает 56 человек, из них 75 процентов - учителя высшей категории.
- Это очень высокий показатель...
- Наша школа отличается тем, что много учителей пенсионного возраста. Возможно, некоторые будут утверждать, что это не совсем правильно - столько учителей старшего поколения. Возможно, это хорошо, когда педколлектив молодой, однако я полагаю, что преемственность должна сохраняться. Когда приходят молодые преподаватели, у них должна быть возможность учиться педагогическому мастерству, кроме того, нам самим нужно перенимать опыт у старшего поколения педагогов - к примеру, как у нашего флагмана Галины Григорьевны.
- Какое внимание уделяется в вашей школе дополнительному образованию детей?
- Раньше помимо основных занятий в школе были кружки, теперь же - факультативы. В гимназии, как и в общеобразовательной школе, существует госстандарт - определенное количество часов, которые обязаны пройти дети. Однако в гимназии (в этом и состоит отличие от школ) есть дополнительные часы - это четыре часа гимназических, которые мы можем использовать на преподавание курсов по нашему выбору. Во вторых классах этому отводится один час, и в любой параллели положено четыре часа на кружки. В начальной школе у нас преподается логика - все, что необходимо для развития логического мышления. Курс по развитию познавательных процессов ведет для наших гимназистов психолог, и также детям мы предлагаем занятия по хореографии и хоровому пению.
- Это предусмотрено только для младших классов?
- Не только, для средних и старших классов мы проводим занятия по математике и алгебре, стилистике речи (русский язык), французскому языку.
- В вашей школе особое отношение к французскому языку, расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
- В нашей школе углубленно изучают французский язык уже около 50 лет.
- Школе скоро 80, а французский изучают только 50 лет?
- В документах мы не нашли специального упоминания о том, с какого года в нашей школе изучают французский язык. Но, побеседовав с нашими бывшими выпускниками, мы установили, что с 1964-1965 годов в нашей школе началось изучение французского языка, и мы ориентируемся на эту дату.
- Какова языковая нагрузка по классам?
- В младших классах - по два-три часа французского языка, а в старших - по пять-шесть часов в неделю. Из них четыре часа - по госстандарту и два-три часа - в рамках различных спецкурсов. Это история Франции, развитие речи и другие темы. Посольство Франции помогает нам, обеспечивая наш библиотечный фонд учебниками и дополнительной литературой.
- У вас есть преподаватели - носители языка?
- Посольство Франции присылает нам каждый год преподавателя из Франции на бесплатной основе. Один год у нас работал преподаватель по географии из Франции, был также историк и один специалист по культуре. Для общего развития детей это просто уникальный опыт. Это сказывается и на пристрастиях старшеклассников: если раньше в качестве экзамена на ЕНТ французский язык выбирал только один ученик, то в последние годы желающих становится все больше. В этом году 10 учащихся выбрали французский язык, в прошлом - 11, а в 2012-м - девять.
- Какие предметы для изучения за рубежом выбирают ваши выпускники?
- Наши выпускники уезжают на учебу во Францию по различным специальностям -искусство, медицина, инженерные науки. Более того, во Франции есть “Сообщество 25-й школы”, члены которого встречаются, общаются и помогают друг другу.
- Французский язык не так распространен, как английский. Можно ли утверждать, что сейчас у вас учатся дети, внуки и правнуки тех, кто учился в 25-й школе?
- В принципе, да. У нас была одна семья (в 2007 году закончили учебу их дети), члены которой были учениками нашей школы на протяжении пяти поколений. И вообще, очень много выпускников приводят своих детей, особенно много их в этом году. Для нас это, несомненно, плюс, потому что это знак доверия нашей школе. Если ты сам отучился в этой школе и приводишь сюда своего ребенка - нам это очень важно.
- Кто кроме Владимира Вольфовича и Касым-Жомарта Токаева окончил вашу школу?
- Как мы выяснили, выпускниками нашей школы были Абай Байкенжин, сейчас главврач клиники президента в Астане, политик Петр Своик, известный искусствовед Анатолий Кельберг, выдающийся археолог Кемаль Акишев, а также шоумен Сагнай Абдуллин.
Газиза Абдыкалыковна Аманбай работает в 25-й гимназии с 1992 года. В должности директора восемь лет, до этого работала завучем по воспитательной работе. Обладатель двух дипломов: физика и вычислительная техника, вторая специальность - преподаватель казахского языка. Сейчас ведет факультативный курс по казахскому языку.
Из 30 выпускников ЕНТ-2014 сдавали 26 (четверо сдавали государственный экзамен в школе, так как уезжали на обучение за границу). Из них 12 набрали больше 100 баллов, а самый высокий результат - 112 баллов. Средний показатель - 96,4 балла (на 2,5 балла больше, чем в прошлом году).
В вузы поступили все 30 выпускников, из них 16 - за рубежом, а четверо получили государственные гранты на обучение.
В марте 2014 года 25-я гимназия успешно прошла аттестацию, которая обязательна для всех школ один раз в 5 лет. |