Айгуль Жилкишина
На пленарном заседании 14 мая в мажилисе к премьер-министру РК Кариму Масимову обратилась с депутатским запросом Гульмира Исимбаева. Депутат парламента предложила внести изменения в “Типовые правила приема на обучение в организации образования, реализующие профессиональные учебные программы высшего образования” ввиду неравных условий конкуренции между выпускниками технических колледжей и учащимися 11 классов школ - они обучались по разным программам, а тесты сдают единые
Скоро прозвенит последний звонок. Во всех 7690 школах нашей страны начнется пора стрессов, извините, проверки знаний - ЕНТ и КТА. Помимо школьников аттестаты получат также выпускники организаций ТиПО (организаций технического и профессионального образования). Они тоже грызли гранит, но не фундаментальных наук, а приобретали знания технически-прикладного характера. Решив сделать себе карьеру не управленцев, но ИТР, будущие технари идут, соответственно, в вуз по избранной специальности. Вот тут и начинаются разночтения: учебная программа колледжей ориентирована на узкую специализацию и значительно отличается от материалов тестирования в общеобразовательных школах.
Специалисты полагают, что прием в вузы выпускников образовательных учреждений технического профиля (ранее техникумы и профтехучилища) путем такого же тестирования, как и для выпускников школ, неэффективен. Именно по этой причине в 2013 году 30 процентов выпускников школ не были допущены к сдаче ЕНТ и около 65 процентов выпускников колледжей не прошли комплексное тестирование абитуриентов (КТА) для поступления в вузы.
Мы уже предлагали вниманию читателей материал о всевозможных путях к получению вожделенного диплома в нашей стране. Одним из вариантов был тот, что провалившиеся на КТА и ЕНТ выпускники колледжей и школ уезжают на обучение в страны ближнего и дальнего зарубежья - и часть их остается там, получив хорошую работу и принося пользу, но не своей стране. Другая часть юношей и девушек пополняет ряды безработных. Так ли все плохо с получением знаний? Или, возможно, стоит пересмотреть критерии и процедуру их проверки?
Депутат Исимбаева предлагает изменить систему приема в вузы выпускников технических колледжей, заменив вопросы общеобразовательных дисциплин (то есть школьных предметов) на вопросы профилирующих дисциплин образовательных программ ТиПО, то есть по выбранной ими специальности, которой они обучались несколько семестров. Практически по тому же принципу, по которому принимают в вузы на творческие специальности. Либо (за что ратует вся прогрессивно мыслящая часть населения страны) вернуть прежний, действовавший до тестирования (введенного в Казахстане с 2004 года), порядок приема в вузы по итогам экзамена в высшем учебном заведении.
Хотя со следующего года и предполагаются процессуальные изменения - с 2015 года разделение ЕНТ на два этапа: Национальное тестирование (НТ) и Комплексное тестирование (КТ) - депутат казахстанского парламента пользуется своим правом воздействовать на скорость принятия решения по тому или иному законопроекту. Со следующего года на первом этапе ЕНТ будет проверяться грамотность по пяти предметам и необходимо написание эссе. На втором - нужно сдать независимое тестирование в вузы по блокам предметов в зависимости от специальности.
Призыв депутата выражает вполне патриотическое желание поддержать отечественного производителя - в этом случае это вузы Казахстана и впоследствии рынок трудовых ресурсов страны.
Кроме того, есть и такие бывшие казахстанские выпускники, поступившие в вузы России и других стран, которые хотели бы вернуться и обучаться в казахстанских вузах. Однако сделать это без потери курсов и без академических отпусков им затруднительно. Прежде всего, из-за существенной разницы в учебных планах ряда специальностей вузов Казахстана и Российской Федерации. После 1-го курса обучения в российских вузах студенты не могут быть переведены или восстановлены на 2-й курс, так как разница в учебных планах после первого года обучения, как правило, составляет более пяти обязательных дисциплин, предусмотренных ГОСО (Государственный общеобязательный стандарт образования) РК. Особенно это разница ощутима при переводе на технические и технологические специальности, то есть речь идет как раз о тех будущих специалистах, которые будут определять технологическую конкурентоспособность страны на международном рынке.
Представители высших учебных заведений предлагают в связи с этим проводить дополнительное КТА в период зимних каникул в вузах Казахстана. Если вопрос будет решен положительно, то кто-то из будущих молодых специалистов мог бы продолжить обучение в Казахстане, в частности, по месту проживания родителей, что сняло бы определенные социальные проблемы. |